Премия Рунета-2020
Ижевск
+20°
Boom metrics
Общество1 сентября 2016 6:58

Ижевчане помогли спасти на перевале Дятлова 52-летнего туриста, который перевернулся в ущелье на автомобиле

Удивительная и невероятная история спасения [фото, видео]
Автор: Илья Сорокин.

Автор: Илья Сорокин.

Легендарный и мистический перевал Дятлова манит многих туристов со всего мира. Полюбоваться видами поехали и жители Ижевска. Но в итоге они стали участниками спасательной операции и помогли туристу, попавшему в беду.

Двое в машине, не считая собаки

Ижевчанин Илья Сорокин в свои 25 лет успел уже побывать во многих уголках страны и делал он все это на внедорожнике «Шевроле Нива». Обычно они собирались с товарищами по автомобильному клубу и штурмовали очередную плохо проходимую местность. В 2013 году их внимание привлек перевал Дятлова.

- Мы тогда решили поехать на одной машине туда. Это очень популярное, шикарное и красивое место. До поездки не особо интересовался тем, что там произошло. Мне было интересно пройти этот маршрут именно на автомобиле, - рассказывает Илья Сорокин.

Со своим товарищем и среднеазиатской овчаркой поехали покорять вершины. И им это удалось.

- Когда мы поднялись на перевал, там была дорога вдаль, в неизвестность, по горам. Она манила к себе и хотелось ехать дальше и дальше за перевал. Но времени у нас было не так много, поэтому решено было вернуться позже, - продолжает Илья.

Вот только на этот раз целью компании стал не сам перевал, а плато Маньпупунёр, который находится чуть дальше. До поездки туристы пытались получить специальные пропуска, которые нужны для входа в этот заповедник, но когда им удалось добиться ответа от руководителей заповедной зоны, оказалось, что пропусков уже не осталось.

Но это не остановило путешественников и они решили все-таки покорить плато в августе 2016 года.

Машина сломалась в последнюю ночь перед выездом

Товарищи нашли еще единомышленников в Москве, Нефтекамске и Белгороде. Все они состоят в автомобильном клубе. За два месяца до выезда началась активная подготовка. Нужно было привести в порядок машину, закупить продукты, маршрут уже был проложен.

- Мы собрались выезжать 31 июля ночью. По плану, все экипажи собираются в Ижевске и отсюда уже едем на перевал. Нефтекамская машина на пару часов задержалась, а потом и вовсе сломалась на подъезде к городу. Поэтому ночь мы провели в гараже и выдвинулись только рано утром, - с улыбкой вспоминает ижевчанин.

Колонна машин из разных городов России собралась покорить перевал Дятлова. Автор: Илья Сорокин.

Колонна машин из разных городов России собралась покорить перевал Дятлова. Автор: Илья Сорокин.

В поход собрались девять человек, среди которых были и две девушки: одна из Москвы, другая из Нефтекамска (интересно, что столько же было студентов-туристовв группе Игоря Дятлова). У всех ребят уже есть большой опыт покорения новых территорий на внедорожниках, поэтому это путешествие их не испугало.

- Нашей первоначальной конечной точкой стал город Ивдель - самый северный город Свердловской области, - продолжает Илья. - Из Ижевска нужно было проехать около 900 км по асфальту, потом примерно 100 км по гравию. И ближе к ночи, когда проехали около 1000 км, приехали к первому броду - это река Вижай.

Первый брод - река Вижай. Автор: Илья Сорокин.

Первый брод - река Вижай. Автор: Илья Сорокин.

Компании повезло и до первичной остановки они добрались без поломок и приключений. Оно и верно, они взяли с собой запчасти, которых могло хватить еще на одну машину. Но дорога сильно утомляет, поэтому они устроились на ночевку.

- Конечно, я размышлял о самом перевале, его истории и загадках. Но страха перед ним не было. Моя точка зрения, которая, к слову, потом подтвердилась, ту группу туристов 2 февраля 1959 года убили именно люди. Это была физическая расправа. Зачем это сделали - это уже отдельный разговор. Но я уверен, что никакой мистики в этом не было, - поделился Илья.

Последние клочки цивилизации и подъем на перевал

Когда ребята проснулись на следующее утро, стали вновь собираться в дорогу. Они спали около трех часов и были слегка помятые, но готовые к путешествию. Пока они готовились выезжать, мимо их лагеря проехали еще туристы на автомобилях УАЗ «Патриот» и Mitsubishi L200, в кузове которого был квадроцикл. Не так часто в таких краях можно встретить случайных людей, поэтому компании немного пообщались между собой, пожелали друг другу счастливого пути и разъехались. Но, как оказалось позже, им суждено было еще пересечься.

- Добрались до поселка Ушма - это уже последний населенный пункт перед перевалом Дятлова. И там остались на дневку - купались, загорали и отдыхали, - рассказывает Илья.

Дорога у поселка Ушма. Автор: Илья Сорокин.

Дорога у поселка Ушма. Автор: Илья Сорокин.

Там же ребята встретились с еще одним экипажем, который ехал из Удмуртии. Это был УАЗ, водитель которого, Сергей, уже несколько раз приезжал на перевал во время отпуска. Уставшая и довольная компания решила переночевать и на следующий день продолжить путь.

- Не смогу сказать, во сколько мы проснулись и какое это было число. Понимаете, время в поездке сбивается сразу, да еще собрались ребята из разных часовых поясов. Но тем не менее, мы проснулись и добрались через большие лужи до Базы Ильича - по сути, эта избушка используется как перевалочный пункт для золотоискателей. И с нее начинаются уже условные пункты до самого перевала - избушка в кедровнике, например, следующий пункт, - поясняет молодой человек.

База Ильича. Автор: Илья Сорокин.

База Ильича. Автор: Илья Сорокин.

Избушка в кедровнике. Автор: Илья Сорокин.

Избушка в кедровнике. Автор: Илья Сорокин.

На сам перевал компания забралась уже во время заката и наблюдали они это прекрасное явление с высоты: тундра, горы, простор кругом, красное солнце, которое вот-вот скроется за горизонтом и облака, до которых как будто можно дотронуться рукой. Пейзажи, действительно, впечатляют. Переночевав у подножья, компания двинулась к памятнику, который установлен в честь погибшей тургруппы Дятлова. Он представляет собой доску с именами погибших туристов, которую установили на скальном останце в 1963 году.

У памятной доски на скальном останце. Автор: Илья Сорокин.

У памятной доски на скальном останце. Автор: Илья Сорокин.

- После этого нам попалось целое поле брусники и черники! Можно просто лечь туда и есть ее часами. Радовало то, что погода была отличная. Мы ходили в шортах и футболках, - продолжает Илья. - Но нужно было ехать дальше, за перевал. По пути встретились пешие туристы, которые сказали нам, что там дальше машина перевернулась. Но мы тогда не придали этому значения.

Встреча со старыми знакомыми и удивительная находка

Проехав еще немного, наши туристы услышали, как из ущелья доносятся какие-то голоса и шум. Подъехав туда, увидели раскуроченную машину УАЗ и еще несколько автомобилей, которые пытались его достать из ущелья. Рядом со всем этим лежал человек.

Место трагедии. Автор: Илья Сорокин.

Место трагедии. Автор: Илья Сорокин.

- Увидели, что это были те самые туристы, с которыми мы разговорились у реки Вижай. Автомобилям не хватало тяги, чтобы вытащить УАЗ, мы подцепили две «Нивы», нашу и московскую, и вытащили его оттуда, - рассказывает Илья. - Скорее всего, трагедия произошла около 8.00. Об этом сказали сами ребята, которые пострадали. Они из Свердловской области и, может, ориентировались по своему времени.

Как вытаскивали УАЗик. Автор: Илья Сорокин.

Как вытаскивали УАЗик. Автор: Илья Сорокин.

Как рассказали попавшие в аварию туристы, у них сломался стартер на машине (устройство, которое запускает двигатель. - Прим. ред.), поэтому автомобиль они заводили с толкача. Утром, когда после ночевки они собирались, толкнули машину, она завелась. Поставили ее на ручник и вышли из машины. В этот момент она покатилась в овраг. Водитель прыгнул в салон и рукой пытался нажимать на тормоз. Ноги у него были снаружи, его товарищ тоже попытался остановить УАЗ, но он проехался по его ногам.

- Водителя с машиной понесло в ущелье и его ногам тоже сильно досталось. Автомобиль несколько раз перевернуло, - продолжает Илья.

После случившегося туристы по спутниковому телефону связались с Ивдельским поисково-спасательным отрядом и попытались вытащить машину, в этот момент и подъехали наши туристы.

- Водителем оказался 52-летний путешественник из Екатеринбурга. Он просто лежал укрывшись. Жаловался, что нога болит, но когда прилетели медики, немного подшучивал, - говорит ижевчанин.

Спасательная операция МЧС по Свердовской области. Фото: пресс-служба МЧС по Свердловской области.

Спасательная операция МЧС по Свердовской области. Фото: пресс-служба МЧС по Свердловской области.

Спасатели на вертолете МИ-8 Уральского авиационно-спасательного центра МЧС России смогли добраться до них спустя несколько часов. И нашли площадку для приземления в 1,5 км от места самой трагедии. Перед этим они два раза пытались сесть, но сильный ветер постоянно мешал.

- В этот же момент мимо проезжал уже знакомый УАЗик, за рулем которого был Сергей, который отпуск проводит на перевале, - продолжает Илья. - Он помог сотрудникам МЧС добраться до самого места трагедии.

Спасательная операция МЧС по Свердовской области. Фото: пресс-служба МЧС по Свердловской области.

Спасательная операция МЧС по Свердовской области. Фото: пресс-служба МЧС по Свердловской области.

Спасательная операция МЧС по Свердовской области. Фото: пресс-служба МЧС по Свердловской области.

Спасательная операция МЧС по Свердовской области. Фото: пресс-служба МЧС по Свердловской области.

Когда раненого погрузили на носилки, все приезжие стали помогать его нести до вертолета, кому-то достались и вещи. В специальном медицинском модуле и в сопровождении медиков его доставили в аэропорт «Кольцово» и оттуда на спецавтомобиле в городскую больницу №36.

В тот же день туристом удалось обнаружить интересную находку. Около того места, где они разбили лагерь, дождь образовал промоину глубиной около метра. И на дне лежала какая-то металлическая деталь.

Ребята нашли в промоине алюминиевую деталь, которая пролежала около 50 лет. Автор: Илья Сорокин.

Ребята нашли в промоине алюминиевую деталь, которая пролежала около 50 лет. Автор: Илья Сорокин.

- С нами был заводчанин, который внимательно рассмотрел ее и сказал, что это кусок обшивки ракеты! Причем пролежал он там достаточно долго, около 40-50 лет (с момента трагедии прошло 57 лет), - продолжает Илья. - Собственно, после этого мои предположения о том, что с туристической группой расправились именно люди, только укрепились. На протяжении всего их путешествия ребята фотографировали и остался последний кадр. 33-й кадр из фотоаппарата Кривонищенко, который был в группе. На нем можно разглядеть яркие вспышки. Кто-то предполагал, что это шаровые молнии или что-то такое. Мне кажется, что это может быть взрыв. Возможно, что в тот момент, когда туристическая группа ночевала, там же проводили учения или тестировали какое-нибудь новое оружие. Они увидели вспышку, вылезли из палатки и тем самым стали ненужными свидетелями. А уже все остальное - разрезы на палатке, страшные травмы и так далее, сделали сами люди. Тем не менее, правду вряд ли мы когда-то узнаем.

После спасения туристов наши путешественники вернулись к Ушме, где и провели два дня. По пути вновь встретились с тем самым УАЗиком, который перевернулся. Его отремонтировали и машина была на ходу.

- На обратном пути еще заехали в несколько городов и интересных мест: плато Кваркуш, Жигаланские водопады, Ветлан, Каменный город. Примерно 16-17 августа приехали уже домой, - заключает Илья. - На следующий год хотим съездить на Кавказ. Также на машинах.

ФАКТЫ

Автор: Илья Сорокин.

Автор: Илья Сорокин.

В каждой машине, которая отправилась в путешествие, было около 130 литров бензина в канистрах и 60 литров в баке.

Продукты туристы брали сублимированные, которые они заказывали через Интернет. Это такие продукты, которые подвергнутые вакуумно-сублимационной сушке. Их часто берут в походы, так как они очень питательны, хорошо хранятся и занимают мало места. Кроме того, в машине ижевчан был ящик тушенки из 36 банок.

Во время путешествия ребята мылись в реках. Несмотря на то, что вода порой пробирала до мурашек, по большей части попадались теплые водоемы.

Примерно 50-70 тысяч рублей потратили туристы на всю поездку. И это только с одной машины и не считая подготовки к путешествию.