Директор удмуртской филармонии и ансамбля «Италмас» Алексей Фомин.
Фото: Константин ИВШИН
Год 80-летия для ансамбля «Италмас» стал годом больших перемен. В середине сентября коллектив вошел в состав Удмуртской государственной филармонии. В преддверии юбилейного концерта, который пройдет 27 октября в ДК «Аксион», мы встретились с директором «Италмаса» Алексеем Фоминым и поговорили о переменах, которые уже произошли в ансамбле и не только.
«Я верю отношениям, а не письмам»
Напомним, 53 года художественным руководителем «Италмаса» был Анатолий Мамонтов. В 2011 году бразды правления перешли его сыну Константину. Но в феврале 2016 года контракт с ним руководство Минкультуры не продлило, решив вернуть «Италмас» в состав филармонии (так было почти до середины 90-х годов). Тогда Константин предоставил письмо, в котором его отец запрещает исполнять ансамблю более полусотни номеров. Но Алесей Фомин не верит, что Анатолий Васильевич мог так поступить.
- У нас были прекрасные отношения. Когда Анатолий Васильевич еще работал, мы каждое утро начинали с чашки кофе и с разговоров обо всем на свете. Я не верю письмам, я верю отношениям, которые у нас с ним были, - говорит Алексей Фомин.
- Почему «были», вы с ним больше не общаетесь?
Алексею Фомину сложно говорить об этом. Он делится переживаниями, но просит: «Это не для печати», и я не могу не выполнить его просьбу…
Но стоит пояснить, что в начале года Анатолий Мамонтов сломал бедро. С тех пор народный артист Удмуртии и РСФСР живет в доме-интернате для престарелых и инвалидов.
Концерт для Мамонтова без Мамонтова
Чтобы вы понимали, насколько далеко зашел конфликт, добавлю один эпизод. 30 сентября, накануне Дня пожилого человека, «Италмас» дал концерт в Доме-интернате для престарелых и инвалидов, в котором живет Анатолий Мамонтов. Артисты, работавшие под его руководством, хотели повидаться. Но на концерте Анатолия Васильевича не было. Не знать о нем он не мог. Не захотел пойти или не пустили? Как не пустили артистов, которые после выступления хотели подарить цветы легенде Удмуртии…
- На сайте «Италмаса» Анатолий Васильевич Мамонтов до сих пор значится художественным руководителем. Нет ли здесь ошибки?
- Сайт нужно приводить в порядок, там много неточностей, - объясняет Алексей Юрьевич. - Но то, что касается Анатолия Васильевича, все так и есть, и так будет. Мы стараемся сделать все для того, чтобы издавать написанные им произведения. Партитур столько, что хватит на две, а, возможно, и более, антологии.
«Шедевры должны создаваться в комфорте»
- Я понимал, что у коллектива были творческие проблемы: программа не обновлялась, уходили артисты. И условия, в которых они работали, оставляли желать лучшего. А я убежден, что шедевры должны создаваться в комфортных условиях.
Сейчас ансамблю предоставили транспорт, отремонтирован балетный класс, делают ремонт в хоровом классе, а для артистов, с которых на репетициях сходит семь потов, установят душевые кабины.
Кроме того, детская школа-студия вновь заработала в полную силу. Сейчас в ней учатся 127 детей (в пять раз больше, чем год назад).
- Когда топ-менеджеры начинают считать себя главными, они совершают большую ошибку. Руководители без артистов никто и звать их никак, - убежден Алесей Фомин.
Новички и легенды «Италмаса»
- Как все-таки удалось обойти запрет, наложенный на исполнение старых номеров, в том числе знаменитого «Танца с колокольчиками»?
- Все номера, попавшие под запрет, являются коллективным трудом. Поэтому в одностороннем порядке невозможно запретить их исполнение. Об этом говорится в Гражданском кодексе.
Репетиция ансамбля.
Фото: Анастасия МАЛЫШЕВА
- Что же увидят зрители, которые придут на юбилейный концерт ансамбля «Италмас»?
- Сейчас наша цель - сделать старые номера профессионально и вкусно. Будут, конечно, и новые номера, и новые лица. Большую ставку я делаю на артистку балета Ленару Хамитову. После окончания балетной школы в Уфе, она несколько лет проработала в Государственном театре оперы и балета Удмуртии, но знает не только классический, но и народный танец. Ленара продемонстрирует это зрителям в новой постановке, построенной на сочетании удмуртского тыпыртона и классического балета.
В хоре тоже появились новички, но сейчас я большие надежды возлагаю на артисток, которые были незаслуженно забыты. Я имею в виду сестер Алевтину и Евгению Медведевых, Людмилу Ахтариеву. Это легенды «Италмаса», которые находятся в самом расцвете сил, имеют большой репертуар.
Фото: Анастасия МАЛЫШЕВА
Фото: Анастасия МАЛЫШЕВА
Фото: Анастасия МАЛЫШЕВА
Фото: Анастасия МАЛЫШЕВА
Фото: Анастасия МАЛЫШЕВА
Фото: Анастасия МАЛЫШЕВА
Фото: Анастасия МАЛЫШЕВА
ДОСЬЕ «КП»
Алексей Фомин
33 года. Родился 11 июня 1983 года в д. Баграш-Бигра Малопургинского района. С 1991 года живет в Ижевске.
Учился в школе-интернате для одаренных детей.
В 2001 году окончил Ижевское музыкальное училище по специальности «Инструментальное исполнительство по классу баяна».
В 2006 году окончил Уральскую государственную консерваторию имени Мусоргского по специальности «Дирижирование», «Инструментальное исполнительство».
С 2006 по 2009 год - дирижер Государственного театра оперы и балета Удмуртии.
С 2009 по 2011 - замдиректора Удмуртской государственной филармонии по творческой части.
С 2011 года - директор Удмуртской государственной филармонии.
Женат, есть дочь.