Премия Рунета-2020
Краснодар
+15°
Boom metrics
Общество22 февраля 2017 15:23

Будет ли коалиция Анкваба и «Айнара»?

Предвыборная кампания в Абхазии вышла на финишную прямую
Иван СЕРГЕЕВ
Президент Рауль Хаджимба (на фото) и блок оппозиционных сил во главе с Асланом Бжания и Алхасом Квициния сумели уйти от уличного противостояния. Фото: Администрации президента Республики Абхазия.

Президент Рауль Хаджимба (на фото) и блок оппозиционных сил во главе с Асланом Бжания и Алхасом Квициния сумели уйти от уличного противостояния. Фото: Администрации президента Республики Абхазия.

Центризбирком завершил прием документов от кандидатов в депутаты парламента для регистрации на выборах. Формально начался период предвыборной агитации. Уже 12 марта пройдет голосование, и Абхазия получит новый парламент.

Политическая конкуренция в Абхазии высока, если судить по числу зарегистрированных кандидатов. На 35 мест в парламенте претендуют 139 кандидатов. Абхазский парламент избирается по мажоритарным округам, то есть на один округ приходится почти четыре кандидата, а в некоторых их набирается и по восемь.

Но возрастающая конкуренция не свидетельствует о большом интересе избирателей к выборам. Примета политической жизни в Абхазии в последние пару лет – бесконечная политическая борьба среди республиканских верхов при увеличивающемся равнодушии публики к этой борьбе. Так было летом прошлого года, когда оппозиция едва не устроила штурм здания МВД, обвиняя министра во вмешательстве в проведение референдума о доверии президенту, а референдум прошел с ничтожной явкой, ясно показав, как далеко от избирателей была вся эта политическая буря.

Поэтому большим достижением прошлого года в Абхазии было уже то, что противоборствующие стороны – президент Рауль Хаджимба и блок оппозиционных сил во главе с Асланом Бжания и Алхасом Квициния – сумели уйти от уличного противостояния. В декабре они подписали соглашение, по которому представители оппозиции получали несколько государственных постов. Противостояние не было полностью завершено, но появилась возможность перенести его в русло предвыборной борьбы.

Избирательное законодательство поменяли в пользу расширения возможностей политических партий. На этих выборах они могут выдвигать кандидатов во всех округах, а не только в их двух третях. Впрочем, партии не слишком активно этим пользуются. Подавляющее большинство кандидатов зарегистрировано от инициативных групп, а не от партий. Вероятно, в этом сказывается все еще сохраняющееся недоверие избирателей к партиям как институту.

На парламентских выборах президент Рауль Хаджимба будет бороться за то, чтобы обеспечить лояльность будущего парламента. Тогда можно будет и проводить обещанные реформы, предусматривающие расширение полномочий законодательной власти. При выборах по мажоритарной системе у власти исполнительной всегда есть дополнительный ресурс: с отдельным кандидатом договориться легче, чем с партией, а повлиять на настроения жителей в округе можно путем несложных манипуляций, например, с бюджетным финансированием. Но этот ресурс сам по себе это не заменит содержательную предвыборную повестку, которая могла бы заинтересовать избирателей.

Из-за дефицита содержательной повестки непропорционально большое значение приобретает вопрос персоналий и, как следствие, борьба компроматов. В Абхазии распространяется новость о том, как действующий депутат парламента, близкий к партии «Айнар» Тенгиз Агрба был задержан полицией в Петербурге с пакетом наркотического вещества, а затем отпущен как обладатель дипломатического паспорта. Это довольно болезненный удар для партии, призывавшей проверять всех госслужащих и депутатов на употребление наркотиков.

Другой крупной политической новостью в Абхазии стало возвращение в республику бывшего ее президента Александра Анкваба, оставившего свою должность в результате массовых протестов почти три года назад. Он намерен принять участие в парламентских выборах в качестве кандидата и уже зарегистрирован Центризбиркомом. Анкваб вряд ли может рассчитывать на продолжение карьеры на общеабхазском уровне: слишком скандален был побег. Для выстраивания по сути новой политической карьеры ему нужны новые союзники, еще более радикальные и непримиримые, чем прошлые.

Например тот же «Айнар» не слишком активно проявлял себя в противостоянии Рауля Хаджимба с Асланом Бжания и Алхасом Квициния. Но, пока наиболее влиятельные политические силы были поглощены бесплодным противостоянием друг с другом, именно эта партия сумела навязать Абхазии свой политический курс по ряду вопросов. Например, представители «Айнара», по сути, сорвали принятие решения по пусть и малозначительному в контексте отношений Москвы и Сухума, но символически важному вопросу: о разрешении российским гражданам приобретать жилье в республике. Ключевой элемент партийной идеологии «Айнара» это разнообразные подозрения в адрес России: если им верить, Москва собирается то «скупить» всю Абхазию, то уничтожить ее уникальную природу добычей нефти.

У этой партии не самая хорошая репутация, к ней с недоверием относятся многие в Абхазии, в частности, представители неабхазских этнических общин, опасающиеся свойственного ей национализма. Ее недолюбливают и в Москве, что естественно, учитывая, что именно Россию «Айнар» избрал главным объектом своей негативной риторики. Поэтому сотрудничество с «Айнар» для Александра Анкваба, который в должности президента был известен своей скорее благожелательной политикой в отношении национальных меньшинств Абхазии, и который хотел бы восстановить отношения с московскими чиновниками, худший вариант развития политических амбиций экс-президента. Но других партнеров для возможной коалиции у Анкваба просто нет. Оппозиционный блок сейчас не заинтересован в повышении градуса противостояния, к тому же там немало лидеров, которые хотели бы сохранить первые роли за собой.

Если альянс экс-президента и энергичных демагогов из «Айнара» будет создан и преуспеет на выборах, Абхазию ждет еще несколько лет бурной внутриполитической борьбы при драматически выросшем разочаровании избирателей и в политике, и, особенно, в политиках – безотносительно их взглядов и биографий.

Впрочем, у абхазской политической элиты еще есть время провести предвыборную кампанию в более конструктивном ключе.