Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Экономика24 апреля 2017 22:00

Замминистра финансов Сергей Сторчак - о народных гособлигациях: Давать в долг государству сейчас безопаснее, чем в СССР

C 26 апреля в стране начнут продавать новые ценные бумаги [видео, инфографика]
Давать в долг государству сейчас безопаснее, чем в СССР

Давать в долг государству сейчас безопаснее, чем в СССР

Фото: Алексей СТЕФАНОВ

Россияне смогут вложить деньги в новый финансовый инструмент и получать доход выше банковского депозита. Это выгодно и без риска - по крайней мере так обещает государство. «Комсомолка» задала в эфире Радио «КП» (97,2 FM) неудобные вопросы замминистра финансов Сергею Сторчаку.

«САМ ТЕРМИН НАС НЕМНОГО СМУЩАЕТ...»

- Сергей Анатольевич, скоро в продаже должны появиться народные гособлигации. Зачем Минфин у населения деньги занимает?

- Мы это делаем не потому что у нас большие проблемы в экономике и не хватает денег для пополнения казны. Сумма, которую хотим получить, - это порядка 20 млрд. рублей. Такими деньгами дефицит не закроешь.

- Зачем же тогда? Ведь это, по сути, такой же банковский депозит. Тоже нужно идти в банк, оставлять деньги и получать проценты...

- Мы создаем альтернативу депозитам. Население держит в них триллионы рублей. Но вклады обычно заключаются сроком на один год. А гособлигация - на три. Это расширит структуру финансовых инструментов, доступных людям. А вообще сам термин «народные гособлигации» нас немного смущает. Мы скорее ориентируемся на людей, которые имеют сбережения, не живут от зарплаты до зарплаты. Но таких достаточно много.

- В чем отличие этих облигаций от тех, что уже вращаются на рынке?

- Их нельзя будет перепродать. Можно лишь отдать обратно в банк. Через три года либо раньше. Но во втором случае доходность будет либо нулевая, либо меньше, чем планировалось (подробнее см. графику).

- А какая будет доходность у новых бумаг?

- Мы ориентировались на рыночную стоимость ­классических гособлигаций (ОФЗ). Сейчас она около 8% годовых. Добавили полпроцента. Если три года ­будете держать облигации, то ­получите 8,5% годовых, или 25,5% за весь срок. То есть вы получите ­значительно ­больше, чем сейчас ­предлагает рынок депозитов. Проценты по вкладам сейчас будут только снижаться.

«КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ У СТРАНЫ СТАЛА ЛУЧШЕ»

- Что рискованнее: банковские депозиты или гособлигации? Где опаснее деньги держать?

- Риски в банковской сфере больше, чем при покупке гособлигаций. По сути, это безопасная инвестиция.

- Хм. В 1998 году многие тоже так думали...

- Даже сравнивать нельзя то, что было тогда, и что сейчас. Тогда был крупный официальный долг перед западными странами. И перед многими частными кредиторами. Помните, Парижский, Лондонский клубы... В начале 90-х власти занимали по принципу «бери, что дают и где дают». Причем риски почти не анализировались. Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) были вынужденной мерой. Мы переживали распад Союза. Но платить пенсии и зарплаты надо было. Пришлось быстро сформировать долговой рынок внутри страны. На ГКО был большой спрос. Потому что были высокие ставки. А они диктовались высоким уровнем инфляции. И финансовая система не выдержала нагрузки. Прошло почти 20 лет. И все это время мы последовательно улучшали кредитную историю, финансовую устойчивость.

- В истории нашей страны уже были народные гособлигации. И почти каждый раз все заканчивалось плачевно. Другими словами, кредитная история у государства испорчена. Как можно ему доверить снова деньги?

- Да, все это было. У нас в семье лежали облигации 50-х годов. В детстве я ими играл. К погашению их никто не предъявлял. Но сейчас совсем другая ситуация. Конечно, лучшая защита - иметь наличные под подушкой. И быть уверенным, что деньги у вас всегда под рукой. Но и здесь есть риски. Сейчас заемщик - совсем другое государство. Те облигации, которые продавались в СССР, - это не то же самое. Финансовая политика совершенно отличается. Мы понимаем свои возможности и планируем расходы.

- Почему вы так уверены? Бюджет у нас дефицитный, цена на нефть все еще довольно низкая, Резервный фонд истощается...

- Во-первых, у нас по-прежнему есть две подушки безопасности: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Во-вторых, есть тенденция к восстановлению темпов роста экономики. И в-третьих, дефицит бюджета будет сокращаться. Через пару лет мы сумеем обеспечить текущие расходы за счет доходов.

Восемь наивных вопросов про новые облигации.

Восемь наивных вопросов про новые облигации.

ПОЧЕМУ МЫ СВОИ ДОЛГИ ОТДАЕМ, А ДРУГИМ ПРОЩАЕМ?

- Недавно прошла новость о том, что мы выплатим последний советский долг - бывшей Югославии. Но при этом простили кучу долгов другим странам - на десятки миллиардов долларов. Почему мы такие добрые?

- Для тех, кто сомневается, получат ли они свои деньги обратно, вывод, что мы всем отдаем долги, играет в плюс, а не в минус. После дефолта 1998 года мы взяли курс на сокращение госдолга и на четкое выполнение всех обязательств. В итоге успешно прошли глобальный кризис.

- Но как-то обидно: мы по своим долгам четко платим, а каким-нибудь африканским странам миллиарды прощаем...

- Речь идет о кредитах, которые предоставлял СССР, часто по политическим мотивам. Мы не анализировали, сможет ли та или иная страна отдать долг. В итоге большинство этих кредитов оказались невозвратными. Говорить, что мы действовали, как филантропы, неправильно. Если была возможность договориться о погашении долга, и страна была платежеспособна, договаривались. Например, с Индией в 1993 году. Эти договоренности до сих пор выполняются. Большинство африканских и латино-американских стран на это пойти не смогли.

- Почему имуществом не взяли? Судебные приставы, например, так поступают с плохими заемщиками. Россиянам бы пригодился какой-нибудь остров в Тихом или Индийском океане...

- В СССР это решалось проще. В счет долга поставлялась какая-либо продукция. Но в условиях рыночной экономики мы не можем навязывать продукцию конкретной страны нашим потребителям.

- Да хоть бананами бы взяли. Их можно было бедным раздавать...

- Крупные импортеры на бананах делают бизнес. Мешать им и вмешиваться в рыночную экономику было бы в высшей степени неправильным решением.

Замминистра финансов Сергей Сторчак

Замминистра финансов Сергей Сторчак

Фото: Иван МАКЕЕВ

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Сергей Анатольевич СТОРЧАК. Родился в июне 1954 года. Кандидат экономических наук. В 1981 году окончил МГИМО. До 1988 года работал научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР. Затем перешел на работу в МИД. В 1994 году стал работать в Минфине, в Департаменте иностранных кредитов и внешнего долга. В 1998 году назначен замглавы Внешэкономбанка. В 2004 году вернулся в Минфин. В ноябре 2007 года Сторчака задержали по подозрению в хищении бюджетных средств. Он провел в СИЗО почти год. Его выпустили под подписку о невыезде. А через несколько лет Следственный комитет и закрыл дело «за отсутствием события преступления».