Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Общество27 июня 2017 6:36

Ольга Васильева: Расходы на издание учебников сокращаем, а на повышение квалификации учителей - увеличиваем

Министр образования и науки объяснила логику преобразований, которые проводит ее ведомство
Ольга Васильева рассказала о ЕГЭ, «школе будущего» и новом подходе к учебникам

Ольга Васильева рассказала о ЕГЭ, «школе будущего» и новом подходе к учебникам

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Сегодня главная учительница страны в «Коммерсанте» опубликовала свои размышления о том, сколько учебников нужно школе, на кого делать ставку в процессе обучения и как обеспечить единое образовательное пространство в стране. На моей памяти Ольга Юрьевна Васильева – первый глава министерства образования и науки, который специально написал для газеты статью, чтобы объяснить логику тех преобразований, которые проводит ведомство, а не стал проговаривать какие-то важные позиции в интервью журналисту.

Мы публикуем статью министра с небольшими сокращениями:

Как известно, споры об учебной книге не стихают с момента ее появления. Кто-то пытается представить учебник «уходящей натурой», считая, что он пережил сам себя как базовый социокультурный феномен школьного детства. Кто-то усердно трудится над созданием очередных «линеек». Думаю, что для каждого из нас школьный учебник стал первым путеводителем по дороге знаний и осознания всего огромного многообразия, окружающего маленького человека. Речь здесь идет о социализации детей в культуре. Здесь важны оба понятия — и социализация, и культура. Следует специально подчеркнуть: речь идет о родной культуре — той, в которой ребенок родился и живет, которая его окружает, никакой иной для него до поры до времени просто не существует. Культура определяет происходящее по ее нормам (традициям) общение ребенка со сверстниками, взрослыми, с окружающим его миром, выстраивает отношения с природой, людьми, с самим собой. А системность в этот процесс привносит учебник… Хотите узнать, как гражданин той или иной страны видит себя и других, — откройте учебники, по которым он учился в школе.

… Вряд ли кто-то не согласится с тем, что школьный учебник являлся и является мощнейшим организатором многомилионной гражданской нации. Убери из детства наших детей эти единственные и на всю жизнь объединяющие их книги, и мы получим поколение, «выпавшее из контекста». Оно будет образованно, но не будет при этом носителем общих смыслов, общих представлений о героях и антигероях своего народа, своей страны. Они не смогут чувствовать себе гражданами, ибо гражданская совесть и гражданская ответственность — это чувства, прежде всего.

Так сколько нужно учебников, чтобы в сознании ребенка и подростка отчеканились смыслы, образующие социокультурную матрицу, с помощью которой наши дети смогут осознать и воспринять свою социокультурную идентичность? Думаю, что хватило бы одной-двух сквозных предметных линеек, дополненных по мере взросления детей изучением многочисленных первоисточников — письменных (литература, история), материальных (архитектура, искусство), духовных (вера, традиция).

Но речь не идет только о гуманитарной составляющей образования. Не менее сложно дело обстоит с учебниками естественно-научного цикла. Не странно ли иметь такое многообразие линеек учебников по физике, химии, математике, если на выходе все это разнообразие подходов и траекторий унифицируется «игольным ушком» ЕГЭ, а далее трансформируется в университетских академических курсах?

Государственная итоговая аттестация в 9-х и единый государственный экзамен в 11-х классах — вот фактические универсальные «калибровочные приборы», которыми оценивается качество школьного «знаниевого продукта». Да, веер линеек учебников широк. Но нужно понять: чем знания наших учеников (по глубине и прочности) превосходят знания их сверстников 1960–1970-х годов?

Хочу напомнить о продолжающейся дискуссии о «школе будущего». По мнению весьма авторитетных экспертов, в обозримой перспективе учебники попросту выйдут из употребления — источниками учебной (лучше, наверное, сказать — образовательной) информации станет «облачный контент». И в нем любой уже наученный работать с информацией подросток, составив под заботливым вниманием учителя-наставника и тьютора-навигатора индивидуальную образовательную программу, будет в соответствии со своими способностями и интересами набирать блоки знаний, сдавать зачеты, получать сертификаты и так, шаг за шагом, двигаться по своей образовательной траектории длиною в жизнь.

Замечательно! Но чтобы это произошло, необходимо обеспечить два предварительных условия: а) мотивировать детей к учению (самообразованию) и б) научить их этому. Для этого детям нужно не множество учебников, а умные, опытные и мотивированные учителя! На что они должны быть мотивированы? На то, чтобы их ученики как можно скорее перестали в них нуждаться и стали, как принято ныне говорить, «субъектами собственной образовательной деятельности».

Учебник в этом пространстве тот же путеводитель: человеку, жаждущему новых знаний и впечатлений, он открывает возможность составить самый интересный маршрут и выйти к намеченному пункту. Сколько путеводителей тащит с собою путник? Вопрос риторический. Но только ли из путеводителя получает путник сведения о том, что он видит? Вопрос, риторический вдвойне. Но кто-то вполне удовлетворяется только путеводителем.

… Из всего сказанного нетрудно сделать и вполне определенный финансовый вывод: государственные расходы на учебное книгоиздание резко минимизируются, а на повышение квалификации учителей несколько возрастают. Но новое качество образования того стоит.

Школа (не только у нас, но и во всем мире) стоит на пороге грандиозных перемен. Собственно, они уже начались, если помнить, что великие события происходят сначала в головах людей. До школы-2030 остается всего-навсего двенадцать учебных лет — практически срок одного полного образовательного цикла. Что ж, самое время начать…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ольга Васильева - "Комсомольской правде": Надо осмыслить все, что сделано в педагогике

Первое интервью министра образования после назначения, которое она дала "Комсомолке" (подробности)