Премия Рунета-2020
Ижевск
+4°
Boom metrics
Общество3 июня 2022 14:30

«Опасно, но мы привыкли»: жители Пугачево в Удмуртии рассказали о ночи взрывов и жизни села 11 лет спустя

Как сейчас выглядит бывшая военная часть в Пугачево и что изменилось в жизни села
Ночь со 2 на 3 июня 2011 года жители села Пугачево Малопургинского района помнят по минутам

Ночь со 2 на 3 июня 2011 года жители села Пугачево Малопургинского района помнят по минутам

Фото: Амир Закиров

Ночь со 2 на 3 июня 2011 года жители села Пугачево Малопургинского района помнят по минутам. В этот день в расположенной на территории населенного пункта воинской части прогремели взрывы и начался пожар. Вместе с сослуживцами тушить возгорание побежал и 24-летний Тимур Миниахметов. Вторая взрывная волна заставила военнослужащих оставить попытки справиться с огнем. Убежали все, кроме Тимура. Его тело обнаружили, когда пожар был практически потушен. Спустя 11 лет после тех событий мы побывали в Пугачево и встретились с местными жителями, которые рассказали, как сейчас живет село.

БЫЛО ОЧЕНЬ СТРАШНО: ХЛОПКИ, ВЗРЫВЫ

С местными жительницами Викторией и ее дочерью Алиной (имя изменено – ред.) мы договорились встретиться на бывшем контрольно-пропускном пункте военной части.

«Раньше вы бы сюда так просто не попали. Здесь располагался военный городок. Но, чтобы пройти на территорию, нужен был пропуск. И если кто-то приезжал в гости, нужно было составить список с паспортными данными посетителей, номерами машин и отнести его на КПП. Когда гости приезжали, их нужно было встретить, чтобы они здесь одни не ходили. Естественно, к нам никто не ездил», – рассказывает Виктория.

Вот так сейчас выглядит КПП

Вот так сейчас выглядит КПП

Фото: Амир Закиров

Женщины рассказали, что их семья приехала в Пугачево еще в 90-ые годы. Дедушке Виктории тогда предложили работу в военном городке, где и работала большая часть населения села. Они кормили солдат, стирали белье, работали в цехах.

В ночь на 2 июня 2011 года 12-летняя Вика проснулась от громких хлопков, а потом бабушка сказала, что им нужно быстро покинуть дом и село. Девочка схватила фотоаппарат и побежала вместе с сестрой в сторону трассы.

«Было очень страшно: взрывы, хлопки… Сестра по дороге потеряла обувь, но продолжала бежать – только в городе мы об этом узнали. С дедушкой связи не было, мама потерялась в толпе… Люди бежали и падали, были паника и суматоха. В какой-то момент я обернулась и увидела «гриб», который на всех фотографиях. Когда я закрывала глаза, у меня перед глазами стоял он», – вспоминает девушка.

Уже в городе все члены семьи все-таки встретились и остановились у родственников. Домой они смогли вернуться лишь несколько дней спустя.

НАШЛИ ПАТРОНЫ И РАЗРУХУ

Вместе с Алиной и Викторий отправляемся осматривать территорию. Ловлю себя на том, что постоянно смотрю под ноги. Помню, что все прошедшие годы в Пугачево то и дело находят боеприпасы.

– Не страшно здесь ходить по улицам? – спрашиваю у Алины.

– Да мы привыкли уже! На огороде как-то снаряд выкопали. Но я же работала в части, знаю, как отличить опасный снаряд от неопасного. Вызвали службы, его уничтожили. Однако по траве не хожу.

– Боитесь подорваться? – уточняю я.

– Нет, змей. Их у нас много, – дает неожиданный ответ женщина.

За разговорами не замечаю, что иду по ржавым патронам. Испугалась, но наши провожатые успокоили, что никакой опасности от них нет.

Кругом разруха и следы той страшной ночи: ничего не осталось от конюшен и огромного автопарка, помещения которого собираются восстанавливать для одного из предприятий.

Это бывшие конюшни

Это бывшие конюшни

Фото: Амир Закиров

А ведь когда-то на территории части было чисто и оживленно. О жизни в городке местные жители вспоминают с теплом и ностальгией.

«Я скучаю по военному городку. Здесь был порядок: срочники красили все скамеечки, бордюрчики были побеленные, поросли не было. Я просыпалась по утрам от стука сапог – это солдаты делали пробежку. У нас были потрясающие праздники, особенно парад 9 Мая. На стадионе проводили соревнования, мы постоянно устраивали зарницы», – рассказала Виктория.

ЧЕРНЫЕ КОПАТЕЛИ

Пройти по всей территории военной части у нас не получилось – дошли до участка, огороженного колючей проволокой, именно здесь был эпицентр взрывов. Металлическая преграда, стоит отметить, не останавливает черных копателей.

За колючую проволоку заходить опасно

За колючую проволоку заходить опасно

Фото: Амир Закиров

После взрывов, как только все успокоилось, сюда потянулись жители из Пугачево и соседних деревень, которые искали боеприпасы и сдавали их в металлолом. Дело это опасное. В прошлом году, рассказали местные, погиб 20-летний парень.

«Раньше все работали на военную часть: в цехах, в хозяйстве. Даже из соседних деревень приезжали. Сейчас из работы – четыре магазина, детский сад, школа, больница. Молодежь делать ничего не хочет, а пить и есть надо. Поэтому люди живут за счет металла. Ворота на въезде и те украли!» – говорит Алина.

Рельсы тоже унесли, от железной дороги остались только шпалы

Рельсы тоже унесли, от железной дороги остались только шпалы

Фото: Амир Закиров

КОГДА-ТО ЗДЕСЬ БЫЛО ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧАСТИ

Заглянули мы и в разрушенное здание бывшего управления части, где 11 лет назад находился кабинет командира, медчанчасть, оружейная. Сейчас здесь повсюду следы посиделок веселых компаний.

Главное управление части располагалось в этом здании

Главное управление части располагалось в этом здании

Фото: Амир Закиров

Кругом стекло, пакеты от чипсов и листы бумаги, которые когда-то были документами. По лестнице без перил поднимаемся на второй этаж. Здесь располагались ванная и зал, где проходила строевая подготовка.

Мусор и запустение господствуют в бывшем управлении

Мусор и запустение господствуют в бывшем управлении

Фото: Амир Закиров

ОФИЦЕРСКИЙ ДОМ

В военной части нам больше было делать нечего, поэтому отправляемся в само Пугачево. Среди многоэтажек села тихо и спокойно, и только местные жители способны увидеть последствия той ночи, когда гремели взрывы.

«Вот тут раньше дом стоял, но полностью сгорел во время взрывов», – показывает Виктория на заросший одуванчиками пустырь.

«А вот на этой парковке ребенок в щебенке нашел взрыватель и принес в садик», – вспоминает Алина историю, когда дети в селе пострадали от взрыва.

А еще показали два дома - офицерский и командирский. Сейчас квартиры приватизированы и в них живут гражданские люди.

Бывший офицерский дом

Бывший офицерский дом

Фото: Амир Закиров

В Пугачево, как это зачастую бывает в сельской местности, все друг друга знают и доверяют. Хотя, конечно, за прошедшие годы люди изменились.

«Мы жили очень дружно. Уходили из дома – дверь не запирали. Я детей в два-три года спокойно отпускала на улицу гулять одних! А теперь с 15-летним подростком постоянно на телефоне. Много стало чужих, те же черные копатели приезжают из соседних деревень. У молодежи никакого досуга: раньше тут кипела культурная жизнь, теперь болтаются без дела либо уезжают. Нет такого доверия, как раньше», – говорит Алина.

Следы от взрывов на гаражах сохранились до сих пор

Следы от взрывов на гаражах сохранились до сих пор

Фото: Амир Закиров

Пожилые селяне, в отличие от молодежи, уезжать не спешат.

– Но почему? – искренне не понимаю я.

– Привычка, – отвечает грустно улыбаясь, пожимает плечами Виктория. - Мама от бабушки не уедет. А бабушка… Не знаю. Всю жизнь тут прожила, куда ей теперь?

В конце апреля пришло сообщение о том, что на территории бывшей военной части возобновлены работы по сбору взрывоопасных предметов. Глава Малопургинского района еще раз убедительно попросил жителей не приближаться к опасной территории и, уж тем более не брать в руки боеприпасы.

Ищите нас в Telegram и Viber – там самая актуальная и оперативная информация от «КП-Ижевск»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Взрывы в Пугачево спустя 10 лет: сержант из Ижевска остался один в эпицентре взрывов в военном арсенале

5 лет со дня взрывов в Пугачево: жители до сих пор боятся даже салютов и находят снаряды

Два 6-летних ребенка пострадали при хлопке в детском саду в Удмуртии