В мире

Закат «рогатой» эпохи: во всем мире отказываются от троллейбусов

В битве за экологию и скорость победу одерживают электробусы
25 августа гендиректор ГУП «Мосгортранс» объявил об отказе от них столичной системы общественного транспорта

25 августа гендиректор ГУП «Мосгортранс» объявил об отказе от них столичной системы общественного транспорта

Фото: Михаил ФРОЛОВ

В Москве началась новая эпоха – без троллейбусов. 25 августа гендиректор ГУП «Мосгортранс» Леонид Антонов объявил об отказе от них столичной системы общественного транспорта.

Но когда-то одному из самых популярных видов московской системы общественного транспорта решено оставить один, символический маршрут - от Казанского вокзала до Новорязанской улицы. По нему будут курсировать два ретро-троллейбуса, а в депо со временем откроют Музей транспорта Москвы.

Во всем мире на смену неповоротливым и медленным троллейбусам, которые то и дело норовят стать причиной дорожных заторов, приходят электробусы. Их скорость на 16% выше, чем у «рогатых».

Во всем мире на смену неповоротливым и медленным троллейбусам, которые то и дело норовят стать причиной дорожных заторов, приходят электробусы

Во всем мире на смену неповоротливым и медленным троллейбусам, которые то и дело норовят стать причиной дорожных заторов, приходят электробусы

Фото: Михаил ФРОЛОВ

ДВУХЭТАЖНЫЙ БРИТАНЕЦ

Первый троллейбус собрали в Германии в конце 80-х годов XIX века. На изобретение тележки, катящейся по проводам, инженера Вернера фон Сименса вдохновили идеи его брата Вильгельма, жившего в Англии.

В Советской России первая троллейбусная линия появилась в Москве в 1933 году с легкой руки Никиты Хрущева. Тогда шла активная война с трамваями, их пути мешали расширению улиц, а автобусы не справлялись с гигантским пассажиропотоком. Городу требовался новый, альтернативный вид транспорта. Им и стал троллейбус.

В начале ХХ века в мире были популярны двухэтажные троллейбусы. Такие гиганты катались и по улицам нашей столицы. Первого доставили прямиком из Англии, а затем уже ставили выпускать собственные, марки ЛК («Лазарь Каганович»). Но первая же зима показала, что двухэтажные «рогачи» слишком тяжелы, отличаются слабой маневренностью и на скользкой дороге так и норовят перевернуться. Поэтому в СССР от них быстро отказались.

«РОГАТАЯ» ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА

Уже в 1960-е годы использование троллейбуса стало делом невыгодным: количество автотранспорта возрастало, дефицита в топливе не наблюдалось. Единственное - троллейбус был дешев в эксплуатации, поскольку цена на электроэнергию была приемлемой.

Но понемногу в мире от троллейбусов стали отказываться. Если в середине ХХ века в Германии было 70 троллейбусных систем, то сегодня - около 10, в Британии отказались ото всех 50 систем, а те единичные, что остались, превратились в музейные маршруты. Во Франции из 35 систем сегодня действует всего четыре.

К 2020 году лишь в некоторых городах Австрии, Германии, Испании, Италии, Нидерландов, Франции, Канады, США и Японии сохранились единичные троллейбусные маршруты. А в Австралии, Бельгии и Финляндии их не осталось совсем.

Сегодня основная масса троллейбусных систем - около 70% - сосредоточена в странах СНГ и Восточной Европы. Понемногу стали сворачивать троллейбусные парки Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Румыния и Украина. Кстати, в Киеве – и сегодня самая протяженная троллейбусная сеть в мире - почти 500 км.

Уже в 1960-е годы использование троллейбуса стало делом невыгодным

Уже в 1960-е годы использование троллейбуса стало делом невыгодным

Фото: Shutterstock

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ

Но говорить о закате троллейбусной эпохи пока рано. Борьба с ухудшением экологической обстановки показала, что обновление троллейбусного парка куда эффективней и перспективней, чем его замена на автобусный. Троллейбусы долговечнее, дешевле и проще в обслуживании, а главное - экологичнее.

- Будущее у троллейбусов есть, - уверен урбанист, автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман. - Сейчас в мире существует тенденция отказа от дизельного топлива в пользу экологически чистого вида транспорта. Троллейбус – как раз такой: нет вредных для атмосферы и здоровья людей выхлопов, нет аккумуляторов, которые содержат опасные вещества. К тому же при производстве троллейбуса углеродный след меньше, чем для электробуса. И в использовании он дешевле. Единственный минус - троллейбус требует дорогостоящей инфраструктуры - мощных подстанций и контактной сети.

В Пекине одну из автобусных скоростных линий преобразовали в троллейбусную. И это при том, что Китай считается мировым лидером по производству электробусов.

В Афинах, где находится самая крупная в Евросоюзе троллейбусная система (350 км), был полностью обновлен парк. В Швейцарии сохранены практически все троллейбусные системы, которые на сегодня считаются наиболее современными и модернизированными. А вот в Венесуэле, восьми городах Италии, Марокко, Колумбии, Саудовской Аравии, Турции и Швеции власти вообще решили создать троллейбусные сети с нуля.

АВТОНОМНЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС

Но при всех плюсах троллейбусов им на задние колеса наступают электробусы. Только в Китае их насчитываетесь около 220 тысяч.

Электробус - сочетание манёвренности и независимости от контактной сети автобуса и экологичность и экономичность троллейбуса. При создании системы для этого вида электротранспорта достаточно мощных станций зарядки в депо и на конечных остановках.

- Те города, которые во второй половине ХХ века уничтожили троллейбусное движение, сейчас переходят на динамичные электробусы. В тех местах, где сохранилась контактная сеть, электробус подключается к ней и заряжается. Аналогичная история - с троллейбусом на автономном ходе, который определенные участки проезжает без электрической подпитки на заряженные аккумуляторах. Такие есть в Петербурге, - отмечает Аркадий Гершман. - Подобный транспорт дает больше возможностей. В Праге и Берлине вновь планируют развивать современную троллейбусную систему.

В автопарках Москвы на сегодня 450 электробуса, к концу года их число увеличится до 600, а к 2024 году - до 2600. А вот поставок троллейбусов в столицу больше не предвидится. Куда денут обширный парк - неизвестно, возможно московские троллейбусы выкупят регионы.