Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
ЗДОРОВЬЕ1 сентября 2020 16:40

“Мы предали своих стариков!" Почему ВОЗ предложила бороться с коронавирусом без карантина - хотя в Швеции высокая смертность

Многие шведы недовольны бездействием властей во время пандемии
Скандинавская страна ввела гораздо более мягкие ограничения, чем другие государства

Скандинавская страна ввела гораздо более мягкие ограничения, чем другие государства

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сделала сенсационное заявление. Она признала шведский подход к борьбе с коронавирусом, который еще недавно критиковали за высокую смертность, в качестве модели, которую должны взять на вооружения другие страны мира. Напомним, шведы не закрывали границы, там работали школы, детсады, университеты, рестораны и даже ночные клубы. Режим самоизоляции должны были соблюдать только пожилые граждане из группы риска. Остальным достаточно было придерживаться масочного режима, принципа физического дистанцирования, а также почаще мыть руки.

- Скандинавская страна ввела гораздо более мягкие ограничения, чем другие государства, - заявил доктор Дэвид Набарро один из специальных представителей ВОЗ по борьбе с COVID-19. - Но мы увидели, что ключом к устойчивой стратегии борьбы с коронавирусом является общественное доверие. Власти полагались на ответственность шведов, а те следовали рекомендациям органов здравоохранения страны. Безусловно уровень смертности от COVID-19 в Швеции значительно выше, чем во многих других странах и составляет 57 смертей на 100 000 человек. Однако темпы распространения заболевания и смертность заметно снизились с конца июня. Это дало повод шведскому национальному агентству здравоохранения ослабить ограничения на проведение массовых мероприятий. Теперь вместе могут собираться уже до 500 человек, а не до 50, как было ранее. Мы видим, как правительства других стран снова ужесточают меры самоизоляции на фоне роста заболеваемости. Но самоизоляция это грубый инструмент, который ослабляет экономику, ущемляет интересы в первую очередь бедных людей и малых предприятий. Поэтому мы рассматриваем шведскую модель, как пример для подражания других стран.

Это заявление встретило неоднозначную реакцию даже в самой Швеции. Фредрик Элг, профессор вирусологии из Университете Умео, в интервью Svenska Dagbladet доказывал, что шведская модель наоборот потерпела неудачу: “О каком успехе идет речь, когда у нас почти 6000 погибших? Мы предали своих стариков! (в Швеции большое количество заражений наблюдалось в домах престарелых - авт.)”

Оценить позицию представителя ВОЗ “Комсомолка” попросила Артема Гиля, профессора Высшей школы управления здравоохранением Университета имени Сеченова.

- Артем Юрьевич, нет ли здесь какого-то противоречия? Все-таки уровень смертности это ключевой показатель...

- Противоречие есть. Нынешнее снижение, которое мы видим в Швеции, досталось дорогой ценой, шведы заплатили за это большим количеством жизней и избыточной смертностью. В чем здесь может быть рациональное зерно? Возможно, благодаря своей стратегии Швеция выбрала свой пул смертей от коронавируса за более короткий промежуток времени. В других странах, которые вводили жесткие ограничения, такое же количество людей умрет в течение длительного времени. То есть надо смотреть, какой будет смертность в Швеции по итогам года. Я предполагаю, что этот уровень не превысит показатели других стран, либо будет их незначительно превышать. Потому что в Швеции вероятно сформировалась определенная иммунная прослойка населения, хоть и на короткое время, за счет которой мы наблюдаем снижение смертности. В других странах этот эффект не столь выражен. Во-вторых, я думаю это заявление ВОЗ связано еще с экономическими мотивами. Все-таки экономика всех стран была серьезно подорвана во время пандемии, а экономический кризис как правило плохо сказывается на здоровье населения. Речь идет об увеличении уже не ковидной смертности, а смертности от других причин, прежде всего от хронических неинфекционных заболеваний, обострившихся в связи с гиподинамией, вызванной самоизоляцией, стрессом в связи с потерей многими людьми работы и снижением доходов, еще большим увеличением потребления алкоголя среди злоупотребляющих людей и так далее.

- Часто говорят, что успех шведской модели возможен лишь в Швеции. Поскольку этот подход основывается на высоком уровне гражданской сознательности. На ваш взгляд возможно ли перенести шведскую модель в страны, где больше привыкли полагаться на авось. В Россию, например?

- Начнем с того, что даже учитывая высокую дисциплинированность граждан, все-равно в Швеции наблюдалась избыточная смертность. Что будет если это все перенести в Россию? Нам ничего переносить не надо, у нас и так значительная часть населения не соблюдает элементарные меры безопасности, которым до сих пор добровольно следуют шведы. Люди массово не носят маски в общественных местах и транспорте, игнорируют физическую дистанцию в магазинах, продолжают тесно контактировать с пожилыми членами семьи. И мы видим, что у нас возобновляется рост заболеваемости, есть избыточная смертность и, скорее всего, по итогам года будет не очень хорошая статистика.

- Чем продиктовано заявление ВОЗ? Тем, что ожидается вторая волна, а люди и экономика не выдержат второго пришествия режима самоизоляции?

- Я думаю, заявление продиктовано рядом факторов. Специалисты произвели анализ и синтез самых разнообразных данных. С одной стороны есть снижение заболеваемости и смертности. С другой стороны есть понимание, что растягивание ограничений, выталкивание людей с работы на самоизоляцию приведет к еще большему урону для здоровья. Экономическая активность, уровень безработицы, выплата зарплат и пособий - все это сильно влияет на благополучие и здоровье людей и без коронавируса. А шведская экономика, хотя и тесно связана с глобальной экономикой, но упала далеко не так сильно, как у соседей. И есть еще важное обстоятельство - система здравоохранения приспособилась к условиям пандемии. Налажен механизм быстрого развертывания необходимого количества ковидных коек. Врачи выработали тактику лечения в стационарах. Да, пока еще нет этиотропного лекарства, которое влияет на сам вирус, но у врачей появился важный практический опыт успешного лечения симптомов и осложнений заболевания. То есть руководители ВОЗ понимают, что системы здравоохранения разных стран адаптировались к работе в условиях пандемии COVID-19 и, вероятно, не ожидают неприемлемого уровня смертности в случае второго сезонного осенне-зимнего подъема заболеваемости коронавирусной инфекцией. Значит надо возобновить работу экономики, чтобы она могла профинансировать работу систем здравоохранения в режиме повышенных нагрузок и чтобы здоровье людей не страдало от экономической рецессии больше, чем от коронавируса.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Шведы были правы: ВОЗ признала, что можно было обойтись без карантина из-за коронавируса

Мягкие ограничения оказались предпочтительнее жестких мер (подробности)