Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество5 февраля 2008 22:00

Почему милицейский генерал за решетку попал. Окончание

В Волгограде идет суд над начальником ГУВД. Фигура он яркая: создал никому не нужный женский батальон ГИБДД, с местными властями поссорился еще до назначения... Обвинение - с превышением полномочий ремонтировал госпиталь и покупал служебные автомобили - не выглядит особо убедительным.
Съемка из зала суда.

Съемка из зала суда.

В Волгограде арестовали начальников ГУВД, МЧС и ГАИ. Последний вскоре умер в больнице

Начало в номере за 5 февраля

Краткое содержание первой части: в Волгограде идет суд над начальником ГУВД. Фигура он яркая: создал никому не нужный женский батальон ГИБДД, с местными властями поссорился еще до назначения...

Обвинение - с превышением полномочий ремонтировал госпиталь и покупал служебные автомобили - не выглядит особо убедительным. Ясно, что у травли генерала есть и другие, тайные причины.

Письмо Митрофанова

Была в Думе прошлого созыва скандальная фигура - депутат Митрофанов. Много выходило из-под его пера веселых документов. Были, правда, порой намеки, что бумаги эти пишутся небесплатно... Впрочем, это все злопыхатели.

В феврале 2007 года депутат выступил с очередным разоблачением: на его сайте вдруг появился депутатский запрос Генеральному прокурору о ситуации в Волгоградской области (текст документа см. здесь). Якобы там у нас образовалось нечто вроде мафии: представители власти срослись с преступными группировками (пофамильный список чиновников).

В Волгограде, сами понимаете, это вызвало фурор: перечисленные рвали и метали и подали в суд на перепечатавшую документ московскую газету (на Митрофанова не вышло - депутатская неприкосновенность). И выиграли его (у журналистов изначально не было никаких доказательств, ну и Митрофанов их не предоставил).

В суд о защите чести и достоинства обращались ни много ни мало председатель Арбитражного суда Анатолий Ермолаев, начальник Управления исполнения наказаний Игорь Сизов и заместитель прокурора области Михаил Музраев...

Дело, в общем, прошлое, да и не вызывает бумага доверия. Все факты в ней - семилетней давности; есть ощущение, что она сляпана по старым оперативкам.

На всякий случай я все же попыталась связаться с людьми, которые были перечислены в запросе как потерпевшие от «административно-коррумпированной системы власти». В результате пшик: никто не захотел общаться. Значит, точно что-то не так: обычно жертвы произвола рады журналистам...

И вдруг Цукрук мне говорит:

- По ОПФ (организованному преступному формированию - устойчивый милицейский термин. - Авт.) у Митрофанова все очень верно написано...

«Ультиматум» мафии

По версии Цукрука, во всем виноват спирт. Нелегальный, который из Осетии шел через территорию Волгоградской области в Центральную Россию.

Он, Цукрук, прикрыл лавочку, лишил ОПФ многомиллионного дохода, изымал цистернами, бескомпромиссно. Балансировал на лезвии бритвы, поскольку не только ряд областных чиновников, но и половина его собственных подчиненных (вплоть до замов) работала на ОПФ, стучала на него, «мочила» в спину.

Так же решил вопросы по икре и рыбе, прижал легализацию угнанных автомобилей...

Да, еще поставил лидера ОПФ на милицейский учет: начальник ГУВД с удивлением обнаружил, что всем известный бандит давно с него снят...

ОПФ, разумеется, встала на дыбы. Сначала трижды предлагала деньги: очень большие суммы, чтобы Цукрук либо уехал из Волгограда, либо «сменил тематику работы».

- По крайней мере в апреле 2006-го - 4 миллиона долларов. О существовании этой суммы знает министр (внутренних дел. - Авт.). И, если конкретно по спирту, 50 тысяч долларов ежемесячно, чтобы я не обращал внимания, что здесь творится...

Бравый Цукрук отказался и передал через уполномоченных офицеров: «Я вас кончу». Члены ОПФ ответили: «Не изменишь поведения - получишь большие проблемы».

Эта «встреча в верхах» произошла, по его словам, в декабре 2006 года. Цукрук говорит, что ожидал провокации: «или подорвут, или стрельнут», - но неожиданно для него прокуратура стала вытаскивать и возбуждать те самые «административно-хозяйственные» дела...

Когда генерала арестовали, то в наручниках привели в кабинет одного высокопоставленного сотрудника местных правоохранительных органов. Он сказал: «Ну понял теперь, кто хозяин области?»

Мистификации

Всю волгоградскую командировку вашу покорную слугу не покидало ощущение, что ее усиленно мистифицируют.

Вот неизвестные оставили у администратора гостиницы заклеенный конверт. Открываю - приказ Генпрокурора Чайки (мы цитировали его в первой части. - Авт.). Ну и кто мог мне его подкинуть, если Цукрук и адвокаты уверяли, что такого документа у них нет, а больше я ни с кем на этот счет не говорила?

Иду по темной улице, подбегаю к единственному прохожему спросить дорогу - в ответ: «Пошли за мной». На всякий случай спрашиваю: не служит ли он в милиции? Нет, он служит в бандитах, зовут его Федор, кличка Паспорт. Знает, кто посадил Цукрука, знает, за что, устроит мне встречу с этим человеком. Это смотрящий города Володя Хадин (фамилия слегка изменена, потому что этот человек в прошлом действительно лидер местной ОПГ, а ныне - легализовавшийся бизнесмен. - Авт.). Именно он выведен неформальным хозяином города в романе Павла Астахова «Мэр».

Хадин - это рынки города, Хадин - это черная икра, Хадин - это фальсифицированная водка. Угнанные машины - не Хадин, но правая рука Хадина. «Цукрук пришел, с телевизора сказал: «Мы вас, козлов, пересажаем: Волгоград будет красным!» - никогда наш город под ментов не ляжет, Волгоград - это второй Ростов-папа! По беспределу стал работать: водку полностью перекрыл, на таможню раньше, до него, можно было зайти - все что угодно «слева» взять...»

Я слушаю развесив уши - назавтра Паспорт исчезает. Мобильный телефон Хадина, который он мне дал, оказывается неверным. Все произошедшее окончательно теряет черты случайности.

Версию о смотрящем я все же перепроверила: оставила просьбу об интервью в классической (железная дверь без вывески, тетенька диспетчер) бандитской приемной. Уважаемый человек перезвонил:

- Поверьте, я к Цукруку никакого отношения не имею: ни я ему, ни он мне дорогу не переходил. Просто моим именем прикрываться удобно, а мне так это надоело: репутация, дети маленькие...

Честно говоря, ему я верю.

Фальшивка для губернатора

Следственное управление следственного комитета Волгоградской области (ведомство, отделенное от прокуратуры в сентябре), начальником которого стал бывший зампрокурора Музраев, провернуло со мной изящную оперативную комбинацию.

Они согласились дать интервью, завели меня в кабинет музраевского помощника и несколько часов промурыжили, показывая только не очень интересные официальные бумажки. Потом вывели попить чаю («Сумку оставь здесь!») и прямиком отвели в кабинет высокого руководителя.

То есть поговорить поговорили, но сделали так, чтобы диктофонной записи беседы не существовало, и предупредили, чтобы я не называла в материале собеседника.

Согласитесь, трудно назвать здоровой ситуацию, когда официальное лицо так ведет себя с журналистом. Это ведь не досужие игры в шпионов: речь об ответственности за свои слова...

Содержание разговора поэтому вкратце.

Первое: по мнению прокурорских работников, не боролся Цукрук с фальсифицированным алкоголем. То есть боролся, но делал это так: партию изъяли, половину «потеряли», дело возбудили, никого не посадили; чтобы показатели выглядели пристойно, их фальсифицировали (прокуратура вносила ГУВД неоднократные представления об этом).

Второе: Цукрук имел в области собственный водочный интерес. В марте 2006 года прослушкой зафиксированы разговоры тогдашнего мэра Ищенко, начальника ГУВД и третьих лиц: генерал просит мэра разместить в волгоградской сети магазинов «Пятерочка» определенную марку водки; мэр делает это; прослушка легализована в рамках уголовного дела.

Еще более безобразная история произошла перед Новым, 2007 годом: милиция тогда нашла в легальной, продающейся в магазинах водке (дорогие марки ростовских производителей) смертельную дозу диэтилфтолата. Сделала вывод, что это подделка, изъяла партию, раструбила в СМИ. Производители побежали в прокуратуру, сделали встречную экспертизу: диэтилфтолата нет. Милиция - еще одну экспертизу: диэтилфтолат есть.

Надзорная инстанция в результате победила (было даже возбуждено уголовное дело), но производителей это не утешило: предновогодняя распродажа ведь все равно была сорвана.

Многие в Волгограде восприняли инцидент исключительно как вытеснение конкурентов с рынка...

- С приходом Цукрука нарушения стали нормой! - горячится мой собеседник. - Его ведомство осуществляло оперативную слежку за руководителями прокуратуры (такие факты действительно озвучивались на проходившей после возбуждения цукруковского дела пресс-конференции; Цукрук решительно опровергает их. - Авт.). Он вздумал губернатора пугать: подделал якобы пришедшие из центра оперативные задания за подписью начальника Департамента экономической безопасности, пришел в администрацию и перед губернатором бумажками махал: вот что ко мне пришло, но я душою - ваш! Я ходу этому не дам...

Для чего Цукруку понадобилась такая интрига, предлагаем вам домыслить самим. Потому что губернатор Максюта с заявлением о шантаже в прокуратуру не обращался.

...Сам генерал, кстати, подделку документов не отрицает. Объясняет расплывчато: «Есть закон об оперативно-розыскной деятельности. Это был один из методов легализации информации...»

Наша версия

Вот теперь все ясно.

Ясно, за что «мочат» милиционера.

Не за госпиталь и не за перекрытый ОПФ фальсифицированный спирт: это все цукруковско-митрофановские сказки.

Да, я предполагаю, что депутатский запрос Митрофанова на самом деле организовал Цукрук. Ему такое письмо было выгодно, это была его линия защиты: так генерал оправдывал сложившееся в области противостояние ведомств своему министру и журналистам.

Кстати, если эта моя версия правильна, то походя начальник ГУВД еще и талантливо подставил своего товарища - мэра Ищенко.

Ищенко к моменту появления митрофановской бумаги сидел в СИЗО (его арестовали весной 2006 года, на год раньше Цукрука), Ищенко был упомянут в ней как жертва произвола, Ищенко в конце концов был раньше вместе с Митрофановым в ЛДПР... Все в Волгограде в итоге решили, что он-то и является истинным составителем документа.

Теперь представьте: берет начальник УФСИН Сизов свежую прессу и читает весьма нелицеприятные для себя сведения - уж коли он обратился в суд. - Авт.). А предполагаемый заказчик клеветы - в его, сизовской, камере... Но это отступление.

Сажают Цукрука (если верить анонимным источникам. - Авт.) не в угоду ОПФ, а потому что он зарвался. Милиция НЕ МОЖЕТ самостоятельно вести слежку за прокуратурой. Любую слежку, наоборот, как раз санкционирует прокуратура! Произошедшее потому абсурдно примерно так же, как если бы частная охранная конторка принялась отслеживать передвижения Службы охраны президента. Маленькое мокрое место осталось бы от этой фирмочки, причем очень быстро... Это во-первых.

Для того, что сделал Цукрук, во-вторых, трудно подобрать название. Идиотизм?

Теперь понятно, почему ГУВД Волгоградской области полностью устранилось от помощи генералу.

Вот звоню в пресс-службу, прошу организовать интервью в том самом госпитале: с благодарными (потому что новые палаты лучше старых) врачами и больными.

Ответ: «Распоряжение по вам может дать только первое лицо (и. о. начальника ГУВД, на время отстранения Цукрука присланный из МВД. - Авт.), а он такого распоряжения не дает». И так отвечали на все мои вопросы!

В госпиталь в итоге меня проводили инкогнито, под видом родственницы. А когда руководство ГУВД узнало об этом, сотрудника, который помог мне... уволили! Грех на моей совести.

Терминатор (напомним, так звали Цукрука в МВД) вообще наворотил в области много дел. Как выразился один волгоградский политтехнолог (не пожелавший назвать себя в тексте): «Он вел себя как новый человек: шашкой махал, не считаясь ни с кем и ни с чем». Закрывал какие-то присосавшиеся к ГУВД коммерческие структуры, создал проблемы фирмам маршрутных такси (установил честный порядок техосмотра, который «Газели» не могли пройти)...

То есть пресекал текущие к кому-то денежные ручейки, да еще и приговаривал: «Я здесь жить не собираюсь, уровняю ситуацию - уеду»...

Все сходило Терминатору с рук, пока он не вздумал пугать губернатора.

Есть вещи, которые все-таки нельзя делать.

Постыдная история

В этом конфликте мы не хотим вставать ни на чью сторону. Цукрук хорош, но хороши и прочие чиновники Волгоградской области, если их деятельность можно было принять за деятельность ОПФ.

Интересно само обстоятельство, что руководитель силового ведомства отдельной области считал себя представителем центральной власти, а по отношению к местной чувствовал себя независимо и свободно.

Я даже думаю, что он решил ее разоблачить - повторить бурятский подвиг, отсюда все слежки и письма.

Разоблачения не вышло: Волгоград все же не Бурятия.

А вышла постыдная, от первого до последнего слова дискредитирующая власть история с выворачиванием груды грязного чиновничьего белья.

Причем стороны не стеснялись подсыпать перца: возбуждавшего уголовное дело зампрокурора Музраева обвиняли в том, что он посещает бандитские сходки, Цукрука - что сделал карьеру, женившись на дочери замминистра МВД Соловьева (ложь), имеет отношения с уборщицей, пьет водку и марширует по квартире в каске...

Как будто правды было мало!

Просто для того чтобы брать на себя роль разоблачителя, надо самому быть непогрешимым.

А Цукрук не был непогрешимым: он был обычным.

Обычным чиновником.

Домики строил и водкой приторговывал.

Вот это-то и страшно. Что управляющие нами люди - ТАКИЕ.

Запрос депутата Митрофанова Генеральному прокурору Российской Федерации Чайке Ю.Я.

Запрос депутата Митрофанова Генеральному прокурору Российской Федерации Чайке Ю.Я.