Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды21 января 2009 6:15

Юрский родил Иосифа

На кинофестивале в Роттердаме покажут фильм о Бродском, роль отца которого исполнил народный артист

Роттердамский кинофестиваль не гонится за мировыми премьерами (хотя их здесь в этом году больше 50-ти). Его главная цель - демонстрация широкой панорамы актуального кино, снятого в мире за прошедший год. Российское кино - необходимая и уже заметная его часть, вот почему в этом году оно будет представлено в Роттердаме очень широко.

Тем не менее в конкурсной программе места для российских фильмов не нашлось (такая же ситуация повторится в этом году и в Берлине). Отборщики предпочли картины из Турции, Индонезии, Новой Зеландии и прочих экзотических стран. Картине из Индонезии "Слепая свинья, которая хотела летать" (Blind Pig Who Wants to Fly), вероятно, и достанется один из трех призов по 30 тысяч евро. Для свиньи с ограниченными возможностями в период кризиса и это не так уж мало.

Российские рекорды

Кроме конкурсных в Роттердаме показываются еще почти две сотни картин. Все они делятся на три потока. В программе "Блестящее будущее" (Bright Future) демонстрируются ленты фильмы молодых, перспективных кинематографистов. С точки зрения голландских отборщиков блестящее будущее ждет как 23-летнюю Валерию Гай Германику (будет показана ее подростковая драма "Все умрут, а я останусь"), так и вполне зрелых по возрасту кинематографистов Бакура Бакурадзе ("Шультес") и Гуку Омарову ("Баксы"). Два новых проекта Бакурадзе и Омаровой примут участие в рынке идей CineMart и в случае успеха им гарантирована финансовая помощь со стороны щедрых голландских налогоплательщиков.

В программе "Спектр" (Spectrum) будут представлены картины признанных кинематографистов, которым, по мнению голландцев, относятся Алексей Герман-младший (с "Бумажным солдатом»), документалист Виталий Манский (с картиной "Восход/закат" об одном дне из жизни далай-ламы), экс-документалист Сергей Дворцевой (с прогремевшим в Каннах повествовании о жизни и смерти казахских овец "Тюльпан"), Михаил Калатозошвили (с "Диким полем") и даже Кирилл Серебренников (с "Юрьевым днем»). Именно в этой программе состоятся международные премьеры "Морфия" Алексея Балабанова (об этой картине «КП» подробно писала) и ленты "Полторы комнаты и окрестности" маститого режиссера-мультипликатора Андрея Хржановского. О последнем экстравагантном проекте чуть-чуть подробнее.

Кентавры над Сан-Марко

Режиссер Андрей Хржановский знаменит своими изысканными мультфильмами «И с вами снова я», «Я к вам лечу воспоминаньем», «Любимое мое время", "Долгое путешествие", «оживлявшими» рисунки Пушкина и Феллини. В течение долгих лет он работал над картиной об Иосифе Бродском, соединяющей технику игрового кино с анимацией. Не подумайте, что в фильме под названием "Полторы комнаты и окрестности" живые актеры участвует в высокотехнологичном компьютерном действе наравне с нарисованными. Такой задачи явно не ставилось, да и на ее воплощение в нашей стране никогда бы не нашлось средств. В результате мухи в этой штучной, рукотворной картине, снятой как будто бы во времена, когда о компьютере даже не слышали, пребывают отдельно, а котлеты отдельно. Под котлетами я понимаю остроумные и занятные мультипликационные вставки "по мотивам" поэзии Бродского. Но прелестные очкастые коты и кентавры с крылышками, парящие над любимой нобелевским лауреатом венецианской Пьяццей Сан-Марко, к прискорбию, занимают в фильме считанное количество экранных минут. Остальные два часа отданы весьма тоскливому и очень старомодному фэнтези о вымышленном возвращении Бродского в Петербург, в коммунальную квартиру родителей, которых изображают народные артисты Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский.

Фильм подробно прослеживает этапы частной биографии Бродского с его проведенным в нищете коммунальным детством (с картошкой на завтрак, обед и ужин) и ветреной ленинградской юностью (с блиц-романами за перегородкой). Справедливости ради надо сказать, что поэтическая атмосфера 60-х здесь воспроизведена лучше, тоньше и достовернее, чем в «Бумажном солдате», а импровизационные сцены, соединяющие реальных друзей Бродского (таких, как поэт Евгений Рейн) с его реинкарнацией (поэта довольно убедительно играет театральный режиссер Григорий Дитятковский), удивляют простотой и свежестью. И все-таки по своей эстетике фильм кажется опоздавшим на четверть века анахронизмом, залетевшем на ориентированный в будущее кинофестиваль исключительно по причине свободной конвертируемости имени Бродского. Или известности в здешних кругах сына Хржановского, Ильи, чей фильм «4» по сценарию Владимира Сорокина, несколько лет назад удостаивался в Роттердаме «Золотого тигра».