Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды18 апреля 2014 22:00

Владелец и директор цирка Dziva Серж Бондарчук: «Название своего цирка я подсмотрел на майке у бомжа»

Сегодня - Всемирный день цирка. И если еще год назад в Беларуси этот праздник отмечали два цирка - в Гомеле и Минске, то в этом году добавился еще один - цирк Dziva. «Што за дзiва?» Мы узнали об этом из первых уст
Источник:kp.ru
Владелец и директор цирка Dziva Серж БОНДАРЧУК: «Название своего цирка я подсмотрел на майке у бомжа»

Владелец и директор цирка Dziva Серж БОНДАРЧУК: «Название своего цирка я подсмотрел на майке у бомжа»

Если фамилия Бондарчук в России - киношная, то в Беларуси - цирковая. Татьяна Бондарчук 16 лет возглавляла Белгосцирк и лишь в прошлом год лишилась этой должности. А ее сын Серж и невестка Анна - продолжатели цирковой династии Бондарчуков. Полтора десятка лет они тоже отдали минскому цирку. А последний год - своему.

- Серж, Dziva - это первый частный цирк в Беларуси?

- Наверное, нет, потому что когда я его регистрировал, я видел в списке реестра еще какие-то цирковые компании. Но то цирки, которые зарегистрировали здесь просто юридические адреса. А со стопроцентно белорусскими корнями наш цирк - это, наверное, первый частный белорусский цирк в современной истории. Первым серьезным шагом к его созданию стала история с моим другом Штефаном Плешояну. Он серьезно заболел, и мне пришлось стать дрессировщиком его животных. Штефан меня познакомил с уникальной семьей из Германии - семьей Гертнер, которая уже почти 400 лет работает дрессировщиками. И возникла такая мысль - пригласить Гертнеров, других артистов высочайшего уровня и проехать по Беларуси, показать в наших малых городах цирк высокого полета.

Пример цирка «Дю Солей» еще вдохновил. Я уже после их первого приезда в Минск понял, что успех у публики будет иметь мобильный и очень качественный цирк, в котором участвуют мастера цирка со всего мира, и программа должна быть такого уровня, чтобы было не стыдно показать в любом цирке на планете. Мы взяли это за кредо нашего цирка.

- Над названием долго думали?

- Очень долго, пока бомжа не увидел на улице в майке с надписью «Жыццё - то цуд». Я белорусский понимаю, я же цирковой ребенок, не изучал белорусский в школе. Сейчас, кстати, учу. Погуглил это слово в интернете, наткнулся на синоним «дзiва» - и все было решено. Это название диктует многое, нужно показать реальное чудо. Чудо - что это вообще возможно: прийти в маленьком белорусском городе в цирк и увидеть такой же цирк, как в Париже. Имеется в виду само представление. Это не просто слова. После турне прошлого лета с этой же программой мы работали в России, принимали участие в самых престижных фестивалях, например в Ижевске. Это один из самых мощных фестивалей в мире. И там я получил звание заслуженного работника культуры Удмуртии. Это круто.

По моему пониманию, наш цирк - уже и есть настоящее чудо. Чудо, что у нас в белорусском цирке свои слоны. Чудо, что у нас балет с Кубы приезжает, из лучшего клуба Гаваны «Тропикана», который открылся еще в 1939 году. Приезжают акробаты из Колумбии, потрясающая девушка-змея из Эфиопии. Дрессировщик с пауками-мясоедами и кучей змей. Это интересное зрелище, не для слабонервных. Вообще, у нас есть одно условие: к нам в цирк могут попасть только звезды. Вот у нас будет работать номер «Русская палка» (это когда двое держат перекладину, а третий на ней прыгает и делает трюки). Работать будет трио из Беларуси. Они к нам не попали в программу, пока не выпустили тройное сальто. Это трюк высокого уровня для жанра «Русская палка». До этого мы с ними не подписывали контракт.

«Наша база в Кобрине»

- А вы будете выходить на арену?

- Да, я буду вести представление и буду работать с пони. Программа обещает быть весьма интересной. Я над этой программой работаю больше полугода. К ее постановке привлечены все самые лучшие специалисты. Будет участвовать очень талантливый балетмейстер из Гродно, пока не буду называть его имени, чтобы не сглазить работу. Еще одна хореограф приезжает из Испании. Костюмы мы делаем все новые. Программа называется «По странам и континентам». Беларусь, Индия, Африка, Куба, Бразилия… Думаю, будет интересно. Я хочу сделать программу такой, чтобы люди выходили из цирка с открытым ртом. Как это произошло в прошлом году. Те, кто видел наши представления в Бресте, Гродно и других белорусских городах, остались довольны.

- А цирк Dziva существует давно?

- Меньше года. Но у нас уже есть своя тренировочная база в Кобрине.

- Почему там?

- Вы знаете, там братья-славяне победили французов. Мы хотим подпитаться энергией.

- Ваша жена и ассистентка по цирковым номерам Анна Бонд, которую сейчас большинство знает как телеведущую, участвует в проекте?

- Да, она отвечает за пиар. Но на арену тоже выйдет. Мы с ней на этой неделе только вернулись из Монако, где вступили в Европейскую ассоциацию цирков. Это очень почетно и престижно. У нас самые амбициозные планы. Термин Dziva мы зарегистрировали во всех странах и едем под этим именем в мировое турне. Сначала пять городов в разных странах, потом дальше. На подходе второй цирк. Почему бы и нет? У «Дю Солея» 16 программ, у нас будет пока две. Одна поедет по Беларуси, вторая - по Европе.

«Дизайн сувениров разрабатывает Айплатов»

- Это правда, что вы купили слонов?

- Правда. Мы купили трех молодых слонов, они скоро прибудут в Минск. Сегодня на территории всего бывшего СССР слоны есть только у дрессировщиков Корниловых, у Дуровых и у нас. Сейчас у нас три слона, скоро будет пять.

- Дорого это?

- 150 тысяч евро в среднем цена одного слона, но не в деньгах дело, а в том, что купить его почти невозможно. Почти все страны мира запрещают продавать слонов. Нужно получать разрешение главы государства, которое имеет слонов. Слон должен быть рожден в третьем поколении в неволе. Все очень сложно, но нам удалось это осуществить. Наши дрессировщики, семья Гертнер, купили слонов, сейчас они находятся в Кобрине. Слоны абсолютно цирковые, контактные.

- Их же надо кормить…

- Да, и лучше все время работать, иначе закончатся деньги на питание. Мы даем по 30 - 35 представлений в месяц. Иначе не выживем, это чистая экономика.

- Раз заговорили об экономике… Частный цирк - это же дико дорого: собрать артистов со всего мира, заселить их, платить им гонорары. Откуда деньги?

- Я нашел спонсоров, которые очень любят цирк. Это безвозмездная помощь, за которую я им очень благодарен.

- А цены на билеты доступные?

- Почти в два раза дешевле, чем в государственном цирке.

- И когда и где первое представление?

- 7 мая. У нас, кстати, очень интересное место, я об этом мечтал. Благодаря одному белорусскому бизнесмену мы начинаем работу в парке «Дримлэнд», где в это же время открывается аквапарк. Я сейчас там строю цирк и наблюдаю, что там, в аквапарке, происходит. Это «дзiва», я уже сам хочу туда попасть.

- Но ведь вход в «Дримлэнд» платный…

- У нас абсолютно автономный вход.

- У вас не стандартный цирк, а цирк-шапито, так?

- Да. И, как заметил известный дизайнер Иван Айплатов, цирк шапито - это другая атмосфера, особая. Айплатов, кстати, разрабатывает вместе с нами нашу фирменную сувенирную продукцию, которая будет продаваться только в нашем цирке - маечки, кепочки, ремни, сувениры…

«Маму в должности директора я не потяну»

- В мае в минский Белгосцирк приезжают братья Запашные. Вы ведь хорошо знакомы, но они едут не к вам. Почему?

- Я не хочу противопоставлять Белгосцирк и наш цирк. Братья Запашные приезжают туда потому, что мы всегда этого хотели, это наши коллеги, выдающиеся артисты. Город, в котором два миллиона жителей, заслуживает увидеть разные цирки. Мы с Запашными дружим. Только конкуренция может заставить всех работать хорошо. Я надеюсь, что Запашные придут к нам на представление, и это будет высшая оценка моего труда. А мы придем к ним в цирк.

- По приглашению или по билету?

- Я пойду только по билету. А Запашных приглашу бесплатно, конечно. Это же мои друзья.

- Вы сказали, что будете работать на арене ведущим и дрессировщиком пони. Но вы же иллюзионист!

- Сейчас я вообще прораб, поскольку строю цирк. А через год я уже буду участвовать в самом престижном в мире цирковом фестивале в Монте-Карло, и буду участвовать в нем с белорусскими артистами и новыми номерами. Считайте это пропагандой белорусского цирка.

- А он вправе называться белорусским?

- Да. У нас просто интернациональная команда артистов. Это как в футболе - когда в «Динамо» (Москва) бегает чернокожий футболист, команда остается российской, правильно? Все, что мы показываем, придумано в Беларуси. Значит, мы белорусский цирк.

- Не могу не спросить о вашей маме, Татьяне Бондарчук. Она 16 лет возглавляла Белгосцирк, это бесценный опыт, при котором она могла бы возглавить ваш цирк. Почему нет?

- Вы знаете, ей поступило столько предложений и она столько стоит, что я не потяну такого директора. Реально. Если честно, то и у меня был выбор - уехать отсюда навсегда и делать цирк с огромным бюджетом на подготовленной площадке или остаться здесь. Я не уехал. Я оброс людьми, их уже с полсотни, они смотрят на меня и надеются, что у них будет работа.

- А династия Бондарчуков будет иметь продолжение?

- Да, наш сын Игнат будет играть на рояле на открытии нашего представления 7 мая.

- Работать в цирке - это выгодно?

- Скажем так, на этом фантастически не разбогатеешь. Но талантливый профессионал голодным не будет никогда.