2016-08-24T02:40:17+03:00

Как благодаря кино в Екатеринбург прилетели инопланетяне

В День «важнейшего из искусств» «Комсомолка» вспоминает, какие места в уральской столице стали декорациями для фильмов
Мало кто знает, что в 1992-м году над Белым домом в Екатеринбурге было замечено НЛО, правда не в жизни, а в кино. Режиссер Владимир Хотиненко запустил его в небо над домом правительства Свердловской областиМало кто знает, что в 1992-м году над Белым домом в Екатеринбурге было замечено НЛО, правда не в жизни, а в кино. Режиссер Владимир Хотиненко запустил его в небо над домом правительства Свердловской области
Изменить размер текста:

МЮЗИКЛ ВМЕСТО ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДРАМЫ

Кинематограф дошел до Урала в 1943 году, когда в Свердловск вместе с заводами массово эвакуировали и деятелей культуры, среди которых было немало режиссеров. Планировалось, что здесь они начнут выпускать патриотическое кино о грядущей победе, однако вопреки ожиданиям, первым фильмом, который был снят на Урале, стал мюзикл «Сильва», рассказывающий о любви молодого аристократа и звезды будапештского варьете.

- «Сильва» снималась в 1944 году ускоренными темпами, - рассказывает «Комсомолке» Лев Эглит, заведующий музеем Свердловской киностудии. - В марте был утвержден режиссерский сценарий, а уже в декабре картина была практически готова. Конечно, все сильно удивились, что в годы войны вдруг вышел музыкальный фильм. А дело в том, что в 1943-м руководитель управления художественных фильмов в комитете по делам кинематографии Михаил Ильич Ромм написал в ЦК партии письмо. Он думал, что война вот-вот закончится, и поэтому надо уже готовить развлекательные фильмы. К нему прислушались и провели эксперимент у нас на Урале.

Для своего первого фильма сотрудники Свердловской киностудии ездили в Среднюю Азию за рисовым крахмалом. Только он мог придать одежде аристократов сияющую белизну

Для своего первого фильма сотрудники Свердловской киностудии ездили в Среднюю Азию за рисовым крахмалом. Только он мог придать одежде аристократов сияющую белизну

Однако, несмотря на заказ из Москвы, снимался фильм по остаточному принципу. Режиссерам запрещали работать днем. Осветительная техника требовала слишком много электроэнергии, так необходимой эвакуированным заводам.

- Бывало начальник осветительного цеха зайдет ночью в студию проверить, как съемка идет, а все его подчиненные уснули за осветительными приборами, – отмечает Лев Николаевич. - Приходилось ему их расталкивать, чтобы съемка не останавливалась.

Однако, даже работая по ночам, съемочная группа не раз оставалась без света.

- Однажды ночью снимали сцену, где люди сидели за столиками с шампанским, - добавляет Лев Эглит. - И внезапно вырубился свет. А когда зажегся, со стола куда-то пропала бутылка шампанского! Сейчас бы этого никто не заметил, а тогда это было ЧП. В годы войны достать шампанское было нелегко, съемочный процесс остановился. К счастью, директор картины подсуетился и по своим связям смог где-то найти еще одну бутылку. Только после этого съемки продолжились.

Также дефицит продуктов ударил по съемочной группе, когда вдруг выяснилось, что для придания белизны манишкам аристократов картофельный крахмал не подходит.

- Картофель давал желтизну, что в кадре было просто недопустимо, - рассказывает Эглит. - Нужен был рисовый крахмал, который у нас на Урале не достать. Поэтому режиссер Александр Ивановский отправил своего художника за ним в Среднюю Азию, в Алма-Ату, где работала Центральная объединенная киностудия.

Но все сложности съемочного процесса легко забылись, когда картина вышла на экраны. «Сильва» собирала полные залы по всему Советскому Союзу.

МЕТЛОЙ ПРЕВРАЩАЛИ РЕЗИДЕНЦИЮ ГУБЕРНАТОРА В СТАРИННЫЙ ОСОБНЯК

Первая картина Свердловской киностудии оказалась успешной, поэтому вскоре производство фильмов было поставлено на поток. Одна из самых известных лент - экранизация романа Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы», которую снял знаменитый советский режиссер Ярополк Лапшин. По легенде взяться за историю о капиталистах уездного уральского городка он решил после того, как его поезд долгое время простоял на станции Сан-Донато под Нижним Тагилом, названной так в честь промышленников Демидовых. Большая часть сцен снималась в Екатеринбурге. Так, в одном из эпизодов можно увидеть, как главные герои прогуливаются по Харитоновскому парку на фоне ротонды. А в других сценах то и дело мелькает резиденция губернатора (в то время это был Дом учителя). Чтобы состарить красивое здание, съемочная группа убирала из кадра все автомобили и тщательно выметала с дороги весь современный мусор.

В 1972 году резиденция губернатора области была известна, как Дом учителя. На этом кадре видно, как художник-постановщик «Приваловских миллионов» Юрий Стратов, (второй слева) лично взяв в руки метлу, наводит порядок на съемочной площадке

В 1972 году резиденция губернатора области была известна, как Дом учителя. На этом кадре видно, как художник-постановщик «Приваловских миллионов» Юрий Стратов, (второй слева) лично взяв в руки метлу, наводит порядок на съемочной площадке

- Со времен съемок сохранилась одна уникальная фотография. На ней видно, как идет подготовка съемочной площадки перед Домом учителя, - говорит Лев Эглит. - Любопытная деталь: художник-постановщик фильма Юрий Стратов на ней лично берет в руки метлу и подметает дорогу. У него был высокий статус, так что можно было спокойно сидеть и поглядывать, но он решил сам прибраться.

А это резиденция губернатора Свердловской области в «роли» особняка одного из героев «Приваловских миллионов».

А это резиденция губернатора Свердловской области в «роли» особняка одного из героев «Приваловских миллионов».

Съемки картины проходили и в Нижнем Тагиле. Так, знаменитую Лисью гору можно увидеть в сцене, где героиня Людмилы Чурсиной приезжает к наследнику миллионного состояния. К слову, тогда милиции пришлось выставить оцепление, чтобы поклонники актрисы не попали на съемочную площадку. Это не помогло. Желая получить автограф любимой актрисы, люди буквально снесли милицейский заслон.

Ротонда в Харитоновском парке Екатеринбурга нередко появлялась в фильмах. Вот на ее фоне прогуливаются главные герои «Приваловских миллионов»

Ротонда в Харитоновском парке Екатеринбурга нередко появлялась в фильмах. Вот на ее фоне прогуливаются главные герои «Приваловских миллионов»

ПРЕВРАТИЛИ ЕКАТЕРИНБУРГ В АМЕРИКУ

В годы перестройки и начале 90-х Свердловская киностудия продолжала оставаться «уральским Голливудом». Одна из самых любопытных работ этого периода – фильм с непритязательным названием «Патриотическая комедия» от режиссера Владимира Хотиненко. В главных ролях - Алексей Серебряков и Сергей Маковецкий. Первый играет опера, а второй интеллигента, живущего в старом доме по соседству с домовыми, привидениями и дверью, через которую можно попасть в любую столицу мира. Примечательно, что практически весь фильм был снят в Екатеринбурге. Начинается он у обелиска Европа-Азия. Затем мы наблюдаем сцену погони милиционера за бандитами по Ново-Московскому тракту, которая плавно переходит в погоню по улицам уральской столицы. Герои проезжают мимо особняка на берегу Исети, в котором жил писатель Гайдар и выбираются на Макаровский мост, за которым еще стоит элеватор мельницы. Затем действие плавно переходит к старинному домику, построенному прямо напротив Белого дома. В кадр, кроме высотного здания, то и дело попадают стадион Динамо, колокольня Вознесенской церкви в строительных лесах и мукомольный завод.

- "Патриотическая комедия" специально снималась на набережной Екатеринбурга, потому что в начале 90-х в этом месте еще стояло огромное количество старых домов, необходимых по сюжету, - объясняет Лев Эглит.

Кадр из «Патриотической комедии»: Алексей Серебряков в роли оперуполномоченного на фоне Белого дома

Кадр из «Патриотической комедии»: Алексей Серебряков в роли оперуполномоченного на фоне Белого дома

Однако самая любопытная сцена случается приблизительно в середине фильма, когда над Белым домом вдруг зависает… летающая тарелка. Правда, зеленые человечки из нее не высаживаются. НЛО зависает ненадолго над вотчиной наших чиновников и улетает. К слову, это не единственный случай, когда дом правительства Свердловской области снимался в кино. Его же можно увидеть в ленте «Мафия бессмертна» 1993 года, главную роль в котором сыграл Дмитрий Певцов. История о частном детективе, который ищет камень Будды, в какой-то момент переносится в США. Честь сыграть роль американского небоскреба и выпала самому высокому зданию Екатеринбурга тех времен - Белому дому. А чтобы зрители не сомневались, на каком континенте происходит действие, съемочная группа добавила на парковку перед ним множество иномарок с выдуманными иностранными номерами желтого цвета. Также в этом фильме можно увидеть КОСК. Там проходит танцевальный конкурс, в котором герой Дмитрия Певцова принимает участие.

Сцена танцевального конкурса из фильма «Мафия бессмертна» снималась на ЖБИ в КОСКЕ

Сцена танцевального конкурса из фильма «Мафия бессмертна» снималась на ЖБИ в КОСКЕ

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также