Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество14 февраля 2017 14:47

Консервация убогости и вредительства

Как мы докатились до «диверсии» на заводе, выпустившем негодные двигатели для космических ракет
Ракета-носитель «Протон-М». Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Казак

Ракета-носитель «Протон-М». Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Казак

После скандала с Воронежским механическим заводом, когда из-за брака были отозваны уже изготовленные на нем ракетные двигатели, приняты первые меры. Завод отдадут под новое – говорят, более эффективное - управление. А вице-премьер Дмитрий Рогозин назвал тех, кто платил людям на заводе низкую зарплату, «диверсантами». И?

Непосредственная причина брака в двигателях – нарушение производственной технологии. Кто говорит, что там что-то выносили, кто - что не выносили, а заменяли. В свое время, помнится, космический корабль упал потому, что там кто-то (тогда, кажется, не в Воронеже) датчик молотком заколотил. Иначе он «не вставал». Ну так раньше «Жигули» собирали – болты не закручивали, а вколачивали.

Это все называется старомодным словом «культура производства». А еще есть понятие «инженерная дисциплина». И когда в метро стрелки начинают проволокой скручивать, а на заводе, изготавливающем ракетные двигатели, припой «мастерить» не по инструкции, а по принципу «я сам лучше знаю как», то отсюда один шаг до технологической деградации и, соответственно, техногенных катастроф.

Согласно исследованиям, по специальности в России работают 25-27% выпускников инженерно-технических ВУЗов, остальные либо не работают официально, либо не по той профессии, которой их учили. Для сравнения, в Германии работают именно инженерами более 60% тех, кого учили на инженеров. Почему? А потому что, как правило, зарплата инженерно-технических работников в нашей стране унизительно мала. Особенно по сравнению со всякими «эффективными менеджерами», которые «рулят финансовыми потоками» и приватизированным вовремя оказавшимися в нужном месте людьми советским наследием. В сущности, это две разные России. И вместе им не сойтись. Ни в ценовых и потребительских категориях (там небо и земля), ни в производственной культуре. Потому что первые со своими квази-MBA за плечами будут бесконечно плодить инструкции «как на Западе», пытаясь дисциплинировать «варваров», а другие будут заколачивать датчик кувалдой «по месту».

На сайте того же Воронежского механического завода я нашел две вакансии: «Оператор наладчик станков с программным управлением, 4-5 разряд, зарплата 35 000 - 45 000 руб., образование: среднее-профессиональное». И вторая – «Слесарь-ремонтник, 4-6 разряд, зарплата 28 000 - 33 000 руб.» В принципе, это те, кто непосредственно участвуют в изготовлении ракетных двигателей. Примем такую квалификацию равной примерно американской категории mechanic и отправимся с этим в корпорацию «Боинг». Ведь мы же непосредственно с Америкой конкурируем в области космических запусков, и цены у нас вполне сопоставимые. А зарплаты персонала?

Средняя зарплата «механика» в аэрокосмической отрасли США составила в прошлом году по стране 22,9 доллара в час. Плюс за сверхурочные в разных штатах - 24 - 49 долларов в час. Еще есть бонусы, зависящие от успешности предприятия. Они, конечно, не идут в сравнение с бонусами топ-менеджмента. Но название символично - «участие в прибыли». Где вы видели у нас для рядовых работников в зарплатной ведомости графу «участие в прибыли»? В США для данной специальности – до 12 тысяч долларов в год. Доход (до налогов) «механиков» составляет в разных штатах от 35 до 75 тысяч долларов в год.

На «Боинге» мы не увидим большого разрыва в зарплатах производственно-технического персонала и финансово-управленческого. Который у нас – сплошь и рядом. Скажем, механики и техники по обслуживанию самолетов получают от 30 до 102 тысяч долларов в год в разных штатах, работая на «Боинг». Работник бухгалтерии и административный помощник - до 50- 70 тысяч. Инженеры – от 50 до 126 тысяч. «Сборщики» от 27 до 60 тысяч. Бизнес-аналитики, менеджеры по развитию и менеджеры среднего звена получают вполне сопоставимые 47-119 тысяч, 44-173 тысяч и 80-163 тысяч, соответственно. Главный инженер – уже 118-274 тысячи. Компьютерщики - 64-135 тысяч. Кадровик – от 55 до 102 тысяч. Региональный директор по маркетингу – 64-166 тысяч.

Технический персонал с уровнем зарплат, сопоставимым с зарплатами «эффективных менеджеров» - вот что важно!- принадлежит к той же поведенческой и мировоззренческой культуре, что и руководство предприятия. Он не озабочен тем, как вынести деталь с завода и сдать «сэкономленные» цветные металлы во вторсырье.

У наших «эффективных менеджеров» на недоуменный вопрос о низких зарплатах есть готовый презрительный ответ: «эти люди столько не стоят». А вот сами они - «стоят». Потому что умеют, на радость акционерам, «оптимизировать штат». А потом это оптимизированный штат, унизительной зарплатой поставленный в положение полунищих, должен делать двигатели так, что «не хуже, чем в Америке»? Это после того, как его годами консервируют в его убожестве. Материальном – и, как следствие, в мировоззренческом, культурно-технологическом.

Кстати, на сайте «Боинга» я не увидел такого, к примеру, раздела, как «реализация неликвида». Торговать обрезками всякими, «ненужным» имуществом - несолидно для солидной корпорации. Как-то решают они эти проблемы иначе. А у воронежцев он едва ли не самый обширный, этот раздел. Продается всякое оборудование, лом цветных и черных металлов. Можно найти латунную, медную и прочую «цветную» стружку и даже серебряную проволоку, завалявшуюся на складе номер 280 аж с 2002 года. Вроде как рачительность – все в дело, приносит копеечку. А почему-то пахнуло убожеством 90-х. Когда как начали распродавать советское наследство, так оно с тех пор все никак не кончится. Вот люди уже квалифицированные - почти «кончились». Остались одни «эффективные менеджеры» в хороших костюмах и на дорогих машинах. Да еще проволока завалялась. Серебряная. Можно ею к ракете чего-нибудь прикрутить.