Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество17 марта 2017 9:42

Удивительно, что бедняки все еще живы

Обозреватель «КП» Евгений Арсюхин - о том, почему не сбылись самые потаенные мечты неолибералов
Бедняки с 2002 года таки не вымерли, на что так надеялось тогдашнее неолиберальное экспертное сообщество

Бедняки с 2002 года таки не вымерли, на что так надеялось тогдашнее неолиберальное экспертное сообщество

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В далеком 2002 году я оказался на полузакрытом совещании, где эксперты вполне себе высокого уровня судили-рядили, как жить России-матушке. Я, честно говоря, дремал, было скучно, но тут меня вывели из забытья слова докладчика «ускоренное выбытие населения». На трибуне стоял весьма рукопожатый эксперт и говорил, что бедняки умирают быстрее богатых, ведь у них нет денег на нормальных врачей, они едят, что попало, и много пьют дерьмового алкоголя.

- Именно за счет ускоренного выбытия низкообеспеченных слоев общества в среднесрочной перспективе будет решена проблема бедности в России, - подытожил лектор.

Иными словами, бедные умрут, и проблема финита. Я посмотрел по сторонам, надеясь увидеть ужас в глазах аудитории. Аудитория кивала, обхватив изящными ладонями точеные подбородки. Никто не закричал – «это геноцид», «это фашизм». Деловые люди собрались поговорить откровенно.

Почему я вспомнил эту историю сейчас. Потому что на днях сначала вице-премьер Ольга Голодец, потом министр труда Максим Топилин сделали ряд очень сильных заявлений. Голодец говорила, что Россия столкнулась с «парадоксальной бедностью» - люди работают, получают зарплату, но она так низка, что они все равно бедны. Парадокс в том, что, как правило, от безденежья страдают безработные. Понимаю, мне (и Ольге Голодец) возразят, что на самом деле люди просто получают деньги в конверте. Но я не желаю никому такого счастья. Семь тысяч на руки и еще три в конверте – и гуляй, рванина.

Кстати, Голодец могла бы вспомнить о другой уникальности: только в России (если говорить о развитых странах) ты проваливаешься в бедность, если завел ребенка. В прочих странах, если ты даешь стране граждан, страна тебе помогает. Не везде это работает идеально, например, в Германии в последнее время на детей уходит больше, чем успевает дать государство, но так, чтобы из-за ребенка ты скатывался в нищету, такого, конечно, нет.

Топилин же указал, что средний разрыв зарплат между богатыми и бедными в нашей стране – в 15 раз. Многочисленные рейтинги говорят, что у нас пропасть между олигархами и простым народом жестче и глубже, чем в большинстве стран мира. Да, бедные в Африке еще беднее наших, но богатые в Африке не так богаты, как наши. Поэтому у нас разрыв больше.

Из слов Голодец и Топилина я заключаю, что бедняки с 2002 года таки не вымерли. На что так надеялось тогдашнее неолиберальное экспертное сообщество. Параксизмы этой надежды нет-нет, да и всплывают, например, в прошлогоднем скандале вокруг Патриарших прудов, когда жители центра столицы призывали «быдло» «убираться к себе в Бирюлево» и по центру не разгуливать. Видимо, отчаявшись сплясать при жизни на похоронах бедняков, элитка мечтает хотя бы загнать их в гетто.

Как же удалось неимущему народу сохраниться физически, несмотря на массовое распространение «боярышника», «оптимизацию медицины» и другие мероприятия неолиберального плана?

Тут бы, конечно, заявить, что идеи времен премьерства Михаила Касьянова отброшены. Здесь вам не тогда. Мы строим социальное государство всеобщего благоденствия, а сам Касьянов, отползя в стан оппозиционеров, сполна раскрыл свое антинародное нутро. Но мне все-таки кажется, что судьба Касьянова – это его личная судьба, да и те люди, что призывали «ускоренно выбыть», сами отнюдь не выбыли из экспертной обоймы. Они по-прежнему в деле и вряд ли в корне перековались. Такое не перековывается.

Скорее всего, неолибералы просто не смогли выполнить задуманное, поскольку они по большому счету не могут ничего. Все эти гарвардские мальчики и девочки с тройным гражданством умеют разве что сидеть на бюджетном подсосе и пилить государственные гранты, то есть осваивать деньги, заработанные «быдлом» (ведь источник бюджета – доходы трудящихся, никак иначе). Они хорошо говорят (хотя кто как, немало и косноязычных), но не в состоянии ни начать дело, ни его завершить. На наше великое счастье.

У них просто не получилось. Еда стала дорогая и плохая – а у граждан, оказывается, есть огороды. Стало накладно ездить в общественном транспорте – но развились формы гражданской взаимопомощи, все эти бла-бла-кары. Инфляция съела пенсию – а тут внуки откуда ни возьмись. Неолибералы, нашего народа не знающие, редко выезжающие за пределы своих Патриков и коттеджных поселков, страну, ее народ знают плохо, что их и подводит. И, конечно, патологическая лень. Видел тут инстаграмм одного «друга» Отечества, профессионального «грантожора», как называют людей, живущих только на гранты. С утра у него шампанское, вечером туса, ночью депрессия – прямо некогда сосредоточиться.

Не завидуйте им. Они ненадолго. Механизм ускоренного выбытия продажной элиты уже запущен. Столько посадок, как в последние годы, не было никогда. Такой жесткой грызни у иссякающего корыта с грантами и подачками не припоминаю. Полагаю, это всего лишь начало.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Правительство готово «раздеть» богатых и освободить от налога бедняков?

Эксперты, близкие к социальному блоку правительства, готовят «крестовый поход» против богатых. Цель – преодолеть вопиющее неравенство в доходах россиян. Об этом «Комсомолке» рассказал источник, знакомый с ситуацией. По его словам, у затеи есть шансы стать законодательной инициативой. Идея близка не всем чиновникам, рассказал источник, но, как ни парадоксально, ее поддерживают многие бизнесмены, которые вроде бы должны быть против «раскулачивания» (подробности)