Премия Рунета-2020
Крым
+19°
Boom metrics
Политика16 марта 2017 17:13

Наталья Поклонская - "Комсомолке": О «Крымской весне», возрождении монархии в России и своем дне рождения

Депутат Госдумы откровенно рассказала о том, что осталось за кадром судьбоносных дней
Наталья Поклонская не приедет на празднование годовщины "Крымской весны" на полуостров. У депутата Госдумы плотный рабочий график в Москве.

Наталья Поклонская не приедет на празднование годовщины "Крымской весны" на полуостров. У депутата Госдумы плотный рабочий график в Москве.

«ТЫ БУДЕШЬ ПЕРВОЙ»

- Наталья Владимировна, как вы оказались в Крыму в 2014-м, вы ведь были в Киеве?

- Только до 5 марта в Киеве. Весь период этого сумасшествия - майдана и революции, все это я видела, поскольку работала в Генпрокуратуре Украины. Все злодеяния и преступления фиксировали, собирали материалы. Почву к «Крымской весне» создала эта страшная киевская зима.

- Бывший полпред Олег Белавенцев рассказывал нам, что это была его идея назначить вас прокурором Крыма. Все мужики отказались, и Белавенцев показал Аксенову на вас.

- Я об этом раньше не говорила. Да, было дело. Я рассказывала им (Аксенову и Белавенцеву. - Авт.): «Вы не представляете, что творится в Киеве, нужно спасать Крым». Сергей Валерьевич тогда сказал, что есть кандидат на должность прокурора АРК. «Наталья, если пойдешь ему помогать… Но, к сожалению, нет денег на заработную плату, и все будет в добровольном режиме без оплаты труда». Я ответила, что и речи нет, чтобы получать зарплату, просто возьмите меня. Я буду помогать печатать бюллетени, делать работу для общей цели. Мы поговорили. Я встала, уже выходила из кабинета и вдруг услышала вслед, как Олег Евгеньевич обращается к Сергею Валерьевичу: «Серега, а она будет первой». Я не поняла в этот момент. Попрощалась и ушла. На следующий день рано утром позвонил Сергей Валерьевич: «Наталья, а ты сможешь в течение получаса быть в Госсовете?». Я ответила: «Конечно, смогу». - «Но ты будешь первой». Я даже не спросила, где первой, в какой части, в каком ведомстве. «Готова?». Я сказала: «Готова!». Села в машину и помчалась из своей деревни в Симферополь. Я, конечно, очень переживала, но это было состояние горячки - надо спасать, надо что-то делать, и не важно как. Так я стала первым прокурором русского Крыма. А мужчины, которые отказались, они не просто отказались, они уступили даме место.

- 18 марта 2014 года вас показали по федеральному телевидению в интересном наряде - в бушлате. Почему?

- Это был удивительнейший день, который невозможно забыть. Все ждали с замиранием сердца слова нашего президента, обращение к Федеральному Собранию и подписание договора о воссоединении Крыма. У меня в кабинете мы с прокурорами включили телевизор и слушали Владимира Владимировича. Честно, по секрету вам расскажу, на рабочий стол поставили бутылку шампанского, потому что у меня и день рождения, и такое знаменательное событие. Под слова Владимира Владимировича с радостью, с гордостью открываем бутылку шампанского, чтобы выпить по бокалу… Звонок от дежурного, перестрелка была на территории одной воинской части - провокация была, одним словом. Я выехала на место происшествия. По прибытии мы зашли на территорию части, была ужасная холодина. Я запомнила, потому что была в красивом платье, красивых туфлях, с красивой прической, накрашенная, а тут такая холодина! Естественно, наши ополченцы начали спрашивать: «Наталья Владимировна, вы замерзли?». Я вся дрожу, говорю: «Нет, не замерзла!». Один все-таки не выдержал, снял с себя огромный зеленый бушлат и накинул на меня. Съемочную группу я попросила снимать меня только по пояс. А то в бушлате и на каблуках!

- Наталья Владимировна, пользуясь случаем, "Комсомолка" с удовольствием поздравляет вас с днем рождения!

ВСЕМ НЕ УГОДИШЬ

- Сергей Аксенов в последнем интервью, посвященном «Крымской весне», сказал, что считает - нужно вернуть монархию. Как вам идея?

- Что он имел в виду? Монархию, либо просто больше полномочий предоставить президенту, или еще что-то - урегулировать, доработать, внести какие-то поправки... Изменять конституционный строй либо форму правления никто требовать не может. Существует определенный порядок процедур.

- Известный российский журналист, кстати, крымчанин, Сергей Доренко сказал: «С Аксеновым у Крыма беда приключилась, и у Москвы беда… Крым ведь случился с нами внезапно, мы не готовили там кадры, и уж какой был Аксенов, и вокруг него кучка неудачников, таких и пришлось пустить в дело. Спасибо им, оказались в нужном месте в нужное время, спасибо, правда. Но теперь они тормоз Крыма. Просто потому, что они дико провинциальные и не соответствуют масштабу задач. Аксенов - герой, но звучит он как неумный провинциал». Почему такие высказывания появляются в светлые для крымчан дни?

- Он знаком с чувством такта либо культуры? Не от большого ума, я так предполагаю. Ведь слово, то, что мы говорим, раскрывает нашу сущность. Ну, думает он так... Зарабатывает себе пиар, наверное. Говорят, что черный пиар - это тоже пиар. Я его не слышала в дни «Крымской весны». Абсолютно никак не критикую - имеет право высказывать свою точку зрение, имеет право любить - не любить, уважать - не уважать. Всем нравиться невозможно, поэтому кому-то нравится Сергей Валерьевич, какому-то нравится Поклонская, кому-то мы не нравимся. Всем не угодишь.

«ГЛУПАЯ, ОТКАЖИСЬ, ТЕБЯ ПОМИЛУЮТ»

- Наталья, что больше всего запомнилось, какие события «Крымской весны»?

- Представляете, 816 сотрудников республиканской прокуратуры. Каждому надо объяснить, что наша задача - обеспечить право крымчан на самоопределение. Тем временем Генпрокуратура Украины отключила нас от всех форм учета: не было ни единого реестра досудебных расследований, нельзя было регистрировать происшествия, преступления. Мы вернулись к 80-90-м годам, когда все в ручном режиме. Мы ночевали на работе! С тетрадкой и ручкой ходили, пока не настроили всю систему… Полгода это было. Нужно было сохранить и те документы, которые были еще при Украине, потому что некоторые дельцы с Украины пытались воровать эти материалы, уголовные дела красть. Этого нельзя было допустить, мы в те дни жили в прокуратуре.

Наталья Поклонская: "Некоторые дельцы с Украины пытались красть уголовные дела"

Наталья Поклонская: "Некоторые дельцы с Украины пытались красть уголовные дела"

Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА

- Вам звонили из Киева?

- Начальник главного управления процессуального руководства Украины - в том управлении, где я работала ранее. Звонили другие сослуживцы и предупреждали: «Ты глупая, что ты делаешь, вот сейчас руководитель дал выбор тебе: если ты откажешься, покинешь здание прокуратуры, то тебя помилуют. Если нет, то все: жди спецназ». Я говорю: «Спасибо вам, ребята, за ваши переживания, но… Ждем спецназ!». Не приехал!

- Когда начнется трибунал над украинскими нацистами... Вы готовы быть его председателем?

- Я даже готова быть его прокурором!

- Кого хотите видеть на скамье подсудимых?

- Отдельно выделить кого-то невозможно, это целое преступное сообщество. Но в России скамей в судах хватит. Эти люди должны предстать перед собственным украинским народом, потому что преступления они совершают против него. Турчинов, Яценюк, Порошенко и прочие фамилии, их сейчас нельзя озвучивать отдельно друг от друга. На юго-востоке то, что делается сейчас со стороны украинских властей, это геноцид. Я уверена, что они (украинские власти. - Авт.) понимают и знают, о ком я говорю. Когда наступит то время, прокурор зачитает им обвинительное заключение.

НЕТ ТАБЛЕТКИ, ЧТОБЫ ВЫПИЛ И ПЕРЕСТАЛ ХОТЕТЬ ВЗЯТКУ

- Вы сейчас можете наблюдать развитие событий в Крыму извне. Смотришь, вроде порядочный человек был, за Родину, с флагом ходил - и бац! Взятка. Это соблазн власти?

- Ловят на взятках не только чиновников - героев «Крымской весны». Ловят и обычных чиновников. Вот все-таки нет такой таблетки, нет такого препарата, который бы чиновник принял и перестал хотеть взять взятку. Даже ответственность не пугает. Даже долгие годы тюрьмы не пугают. Но что поделаешь? Правоохранители зато работают хорошо! Ведь поймали, а это уже результат. Нет образца в субъектах Российской Федерации, где бы чиновники ни брали денег. Это не только проблема Крыма, это проблема всего мира. Это даже не проблема России, везде берут взятки, везде есть коррупция, никто не знает рецепта, как победить ее.

- Вы создали хор «Маленькие прокуроры». А хор «Маленькие депутаты» будет?

- К сожалению, нет! А «Маленькие прокуроры»…Как вы знаете, раньше в хоре пела и моя дочь - в маминых генеральских погонах. Новый прокурор Крыма, надеюсь, продолжит нашу хорошую идею.

Полную версию интервью читайте здесь.