Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Авто25 июля 2017 16:30

5 отечественных внедорожников, так и не пошедших в серию

Эти машины могли появиться в Советском союзе и наверняка стали бы востребованными, но им суждено было остаться прототипами
Нина БУЖЕ
Внедорожное купе? В Советском Союзе и не такое встречалось!

Внедорожное купе? В Советском Союзе и не такое встречалось!

Фото: СОЦСЕТИ

ГАЗ-М73 Украинец

В начале пятидесятых годов прошлого века лучшие инженерные умы СССР усердствовали над созданием авто, которые могли бы уверенно передвигаться по бездорожью. В конструкторском бюро Горьковского завода разработали компактный вездеход с двигателем от Москвича-402 и даже построили два опытных образца, которые отличались друг от друга кузовами, но при этом выглядели одинаково непривычно. Первый представлял из себя пикап с малюсеньким кузовом, а второй и вовсе был двухдверным купе. Но в серию машина, успевшая получить название «Украинец», так и не пошла.

АЗЛК-2150

А ведь Москвич мог бы быть и таким...

А ведь Москвич мог бы быть и таким...

Фото: СОЦСЕТИ

На Московском заводе малолитражных автомобилей тоже трудились над внедорожником. Во второй половине пятидесятых был построен прототип Москвич-415, внешне очень похожий на американский Виллис, а к 1960-му году заводчане сотворили уже более оригинальную конструкцию с цельнометаллическим кузовом и оригинальным дизайном, которая получила обозначение Москвич-416 – именно эта машина впоследствии превратилась в АЗЛК-2150. Любопытная особенность автомобиля – запаска, закрепленная на правой боковине в задней части кузова. Путевку в жизнь внедорожный Москвич не получил – запас хода у столичного завода закончился на нескольких экземплярах, один из которых можно увидеть в московском музее ретро-автомобилей на Рогожском валу.

ВАЗ-2122

Нива, которая умела плавать

Нива, которая умела плавать

Фото: СОЦСЕТИ

Проект Река, который пытались реализовать на АвтоВАЗе, выглядел крайне перспективно. Амфибия на базе серийной Нивы могла стать хорошим транспортным средством для охотников и рыболовов, да и военные на полезную машину тоже вроде как положили глаз. Каких-либо специальных приспособлений для передвижения по воде у этого автомобиля не было – он двигался вперед исключительно за счет вращения колес. ВАЗ-2122 прошел серьезные доводочные испытания, в ходе которых было изготовлено почти три десятка прототипов, и в конце концов амфибия была полностью готова к серийному производству. Однако из-за перестройки и этот проект пришлось свернуть – не хватило финансирования.

Бора

Один из двух прототипов Бора бесследно сгинул в Арабских Эмиратах, а второй живет припеваючи в Москве, попав в руки заботливому хозяину

Один из двух прототипов Бора бесследно сгинул в Арабских Эмиратах, а второй живет припеваючи в Москве, попав в руки заботливому хозяину

Фото: СОЦСЕТИ

Еще один проект, рожденный в Тольятти, носит название «Бора». Это до предела упрощенный и абсолютно утилитарный внедорожник на агрегатах «Нивы», простой и дешевый. Не лишенная брутальной элегантности машина вполне успешно прошла испытания в Аравийской пустыне и даже вызвала живой интерес потенциальных инвесторов. И все бы ничего, но в один не самый прекрасный момент вдруг что-то пошло не так, инвесторы разбежались, а уже по сути готовый к выпуску внедорожник остался невостребованным.

ЛуАЗ-1301

ЛуАЗ-Прото был хорош собой, но массовым так и не стал

ЛуАЗ-Прото был хорош собой, но массовым так и не стал

Фото: СОЦСЕТИ

Еще один мертворожденный внедорожник был создан на Украине в славном городе Луцке. Новая модель ЛуАЗ-1301 должна был заменить собой безнадежно устаревшую «Волынь» с начинкой от «Запорожца». Машине сосватали более менее современный кузов из пластика, а вслед за ним еще один, уже более нарядный – его дизайн разработали сотрудники лаборатории НАМИ в Ленинграде. В таком обличье внедорожник получил название ЛуАЗ-Прото, и это имя определило судьбу автомобиля – он так и остался прототипом. А вместо новой машины в Луцке продолжили тянуть всё ту же «Волынку», но уже с мотором от «Таврии».