Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество15 августа 2017 19:50

Варвар, верни мне мои стадионы

Новые поэты дают зрителям почувствовать темп времени [видео]
Оба рэпера продемонстрировали недюжинные версификационное мастерство, но и солидный бэкграунд.

Оба рэпера продемонстрировали недюжинные версификационное мастерство, но и солидный бэкграунд.

Фото: YouTube

Баттл Гнойного и Oxxxymiron я смотрела с большим удовольствием. Впрочем, среди зрителей было много профессиональных мастеров слова с именем, с премиями, с публикациями в толстых журналах, от которых мы привыкли слышать презрительное «это не поэзия».

Нате! Варвар вернул поэтам их стадионы, о которых они так сокрушались. 11 миллионов просмотров на YouTube, и тему, что поэзия не нужна, можно закрыть.

Классиков уже не возмущает тот факт, что режиссер Сергей Соловьев называет рэпера Басту одним из лучших современных поэтов. Время движется по спирали. Умирают новые формы, появляются старые, глубинные, чуть изменившиеся. Сегодняшнее соревнование рэперов - это возвращение в прошлое, практически соревнование двух средневековых акынов, но на новом уровне.

Оба рэпера продемонстрировали недюжинные версификационное мастерство, но и солидный бэкграунд. Во время часового поединка полностью прозвучало стихотворение Гумилева «Слово»: «Солнце останавливали словом, / Словом разрушали города». Цитировались Есенин, Бродский, Пастернак, Хаксли, Оруэлл... Но больше всего впечатляют не тексты, а то, как исполнителям удалось поднять свою аудиторию. Появившиеся у нас четыре года назад баттлы выглядели жалко. Двое ушлепков перебрасывались рифмованными гадостями, стараясь похлеще унизить вас, вашу маму и прочих родственников. Сегодня рэперы все еще переходят на личности, но очевидно, что времена пошлых шуток проходят.

Лауреат премии «Лицей» поэт Владимир Косогов не скрывает, что следит за баттлами давно. Привлекают неожиданные рифмы, смелое словотворчество.

- Если сейчас взять и опубликовать эти тексты в литжурнале, они не затеряются на фоне написанного «профессиональными» поэтами», - считает Косогов.

Косогов, как и большая часть профессиональных поэтов, болел за Oxxxymiron. Бэкграунд у него был куда солиднее, и целиком Гумилева прочитал, и использовал в баттл-текстах лирику. Гнойный победил по количеству панчей - ярких и блестящих афоризмов, которые можно запоминать и цитировать. Нельзя сказать, что все услышанное на сто процентов прекрасно и суперпоэтично. И вопрос о том, можно ли считать такие баттлы разновидностью социальной поэзии, пока не стоит. Скорее это асоциальная поэзия. Однако прогресс ее очевиден и поэты находят в баттлах нечто новое и важное для себя.

Это новое и важное - темп времени.

«Мне кажется, Евтушенко собирал стадионы потому, что угадывал и попадал в темп, - говорил рэпер Баста. - Сначала темп угадывала поэзия, потом пришел русский рок, теперь пришел русский рэп. Злой, сырой, настоящий».

В чем-то он, безусловно, прав.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Баттл и пустота

Дмитрий СМИРНОВ

Почему 10 миллионов просмотров поединка Оксимирон-Гнойный не показатель успеха

За сутки баттл Оксимирона с Гнойным посмотрели 10 миллионов человек, и это стало новостью дня, встревожившей общество. Не самим фактом баттла, а числом просмотров. В августовской разреженной атмосфере даже информагенствам нечем больше было заняться, как отслеживать счетчик на Youtube. Семь миллионов, восемь, уже девять!

- Если все смотрят, значит, что-то в этом есть, - думали даже те, кто про Оксимирона (не говоря уж про Гнойного) слышали первый раз в жизни. И лезли добавлять новые просмотры.

И главный вопрос, который оставался у большинства после просмотра - а что это было? Зачем это посмотрело 10 миллионов человек? Каждый 15-й в стране, грубо говоря. Зачем?! (подробности)