Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество8 декабря 2017 19:00

Цифровая образовательная среда: живешь в Калининграде, учишься в Томске

За четыре года в России будет создана система получения знаний онлайн, причем для людей любых возрастов и социального положения
Фото: Пресс-служба, НИТУ "МИСиС"

Фото: Пресс-служба, НИТУ "МИСиС"

Нужно привыкать – образование принципиально меняется. Онлайн-обучение – это мировой тренд, в этом направлении движутся как отдельные вузы, так и целые страны. Уже сегодня можно получить современные знания, сидя дома за ноутбуком.

– Онлайн-образование хорошо тем, что снимает географические барьеры. Слушатель может жить в городе Мичуринск Тамбовской области, а лекции – выложить в интернет профессор из Владивостока или Архангельска, – рассказывает один из пионеров онлайн-образования в России Дмитрий Волошин, основатель сервиса otus.ru.

В последние годы многие российские вузы, институты и школы выкладывают в Глобальную сеть свои материалы – уроки, лекции, симуляторы. Одни используют международные платформы – Coursera или EdX, другие – отечественные «Универсариум» или «Лекториум». Кто-то использует сайт своего вуза, а кто-то выгружает материалы напрямую на YouTube.

Не так давно в Высшей школе экономики проходил семинар по онлайн-образованию, организованный с участием представителей платформы Coursera. На нем специалисты отмечали – в России онлайн-образование развивается очень динамично. Онлайн в ближайшее время должен стать основой для обучения людей всех возрастов, повышения квалификации, получение новых профессий, освоения смежных навыков.

Поэтому чуть больше года назад, в октябре 2016 года, правительством был утвержден приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Обратите внимание на слово «приоритетный». Это показывает, какое значение придает правительство развитию проекта. Ведь от доступности качественного образования, по сути, зависит будущее нашей страны.

Задача амбициозная, но выполнимая: к 2025 году число людей, получивших образование с помощью онлайн-курсов, должно составить не менее 11 млн человек.

Вопрос: зачем нужен приоритетный проект, если ведущие образовательные учреждения и без того развивают онлайн-образование? Дело в том, что с точки зрения идеологов проекта и Минобрнауки, как ведомства, отвечающего за его реализацию, ведущие вузы как точки роста незаменимы. Но хорошо бы, чтобы высококачественные онлайн-курсы создавали не только они, но и другие университеты, школы, колледжи. Если же говорить о наших общих интересах, то важно понимать, что с онлайн-образованием работа становится доступнее. Человек может получить такие навыки и компетенции, какие раньше в своем городе или поселке никогда бы не получил. Просто потому, что там нет специалистов, готовых его обучить.

Фото: Пресс-служба, НИТУ "МИСиС"

Фото: Пресс-служба, НИТУ "МИСиС"

– Онлайн-образование уже является массовым, – объясняет эксперт Национальной платформы открытого образования Антон Сажин. – Практически все компетенции, которые необходимы в экономике данных, в цифровой экономике, так или иначе, уже представлены интернете, а зачастую только в интернете: онлайн-курсы, профессиональные сообщества, видео-лекции, скринкасты и т.д. Когда мы говорим про приоритетный проект, мы имеем в виду регулирование этого хаотичного рынка, говорим о критериях качества онлайн-курсов, об интеграции онлайн-курсов в текущие образовательные программы. Мы говорим про расширение виртуальной академической мобильности, про доступ к лучшим образовательным материалам для лиц с ограниченными возможностями, про расширение дополнительного профессионального образования через онлайн-курсы. В целом, проект позволяет использовать современные и апробированные инструменты онлайн-обучения в уже существующей российской системе образования, обогащая и развивая ее.

Сегодня в реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» участвуют несколько сильных и продвинутых вузов – Уральский федеральный университет, Высшая школа экономики, МФТИ, РАНХиГС, НИТУ "МИСиС ", ИТМО и другие.

Созданы и начали работу десять региональных центров компетенций в области онлайн-образования. Предполагается, что на их базе преподаватели региональных вузов, ссузов и школ смогут получить знания о том, как применять онлайн-технологии, научатся создавать онлайн-курсы и давать им экспертную оценку.

Фото: Пресс-служба, НИТУ "МИСиС"

Фото: Пресс-служба, НИТУ "МИСиС"

Про проблемы

В чем на сегодня основная проблема онлайн-обучения? На что в первую очередь брошены силы участников приоритетного проекта? На сегодня отсутствуют единый подход к оценке содержания образовательных программ и стандартизация технологий онлайн-обучения, доступность онлайн-курсов остается низкой. И, главное, нет критериев, которые помогли бы понять, насколько качественный курс предлагается.

– В рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» мы как раз должны выработать систему оценки качества курсов, – рассказывает эксперт Дмитрий Волошин. – Пока даже устоявшейся терминологии нет, соответствующий терминологический аппарат только формируется. Впрочем, на бытовом уровне понять, хороший курс или плохой достаточно просто. Хороший курс, как и хороший фильм, должен постоянно удерживать ваше внимание. Если преподаватель уныло начитывает лекцию, стоя у доски, – это вчерашний день. Он должен думать, как донести до вас знания так, чтобы вам было интересно. Неотъемлемыми составляющими качественного онлайн-курса являются интерактивность, под которой подразумевается взаимодействие слушателя и преподавателя, а также модульность, асинхронность, визуальные эффекты и многое другое.

Про сертификаты

– А будет ли система выдавать документы государственного образца, подтверждающие, что я прослушал такой-то онлайн-курс? Это же важно для получения работы, для повышения по службе, – интересуюсь я.

– Есть отрасли, в которых большая нехватка кадров. Например, в информационных технологиях. Многим работодателям не интересно, что вы закончили, – объясняет Дмитрий Волошин. – Важен ваш практический опыт, а не бумажка. Чтобы получить работу, вам как слушателю важно пройти курс и научиться тем компетенциям, которые бы заинтересовали руководство компанией. Сертификат тут не поможет. Но есть сферы, где количество резюме сильно превышает количество вакансий. Там документы играют роль первичного фильтра. Многие вузы, которые развивают онлайн-обучение, выдают документ установленного образца, точно такой же, какой получают те студенты, которые учатся очно. В принципе, к этому дело и идет: неважно, где вы учили предмет – в аудитории или дома за компьютером. Если вы его выучили и можете продемонстрировать полученные навыки, пожалуйста, получите сертификат и растите по службе дальше.

– Мы говорим о курсах, которые нужны людям для получения работы. Но ведь сегодня многие учатся просто, чтобы приобрести знания, напрямую к профессии отношения не имеющие…

- Есть люди (и их в последнее время становится все больше), которым интересно учиться. Кому-то нравится путешествовать, кому-то получать новые знания. По моей статистике, треть приходит на курсы не для того, чтобы систематизировать свои знания, а потому что им просто хочется поучиться. И это здорово, это развивает мозг. Я вижу все больший запрос общества на обучение, на знания. И хорошо, что государство этот запрос поддерживает.

Фото: Пресс-служба, НИТУ "МИСиС"

Фото: Пресс-служба, НИТУ "МИСиС"

– Как быстро, на ваш взгляд, онлайн-образование станет массовым, популярным?

– Переформатирование нынешней системы образования – дело ближайших лет. Связано это с тем, что в современном мире необходимо постоянно учиться. Жизнь протекает очень быстро, быстро накапливаются новые знания. Тратить годы на получение актуальных компетенций – это утопия. Соответственно, и обучение должно стать иным. Люди будут учиться порционно в течение всей жизни. Курсами, которые (я беру условный срок) могут длиться по полгода. Многие профессии «умрут», но появятся новые.

Про экзамены

– А как проверять насколько слушатель освоил курс? Одно дело – в аудитории: сел и написал контрольную. – спрашиваю я у эксперта Антона Сажина. – А дистанционно как?

– На Национальной платформе открытого образования нами уже был опробован инструмент «прокторинга», когда специальный сотрудник осуществляет мониторинг прохождения теста студентом с помощью веб-камеры, – рассказывает эксперт. – Вопросы проверки личности, отслеживания списывания и других способов нечестной сдачи экзамена в онлайн-курсах решены. У такой формы сдачи экзамена большие перспективы: мы убираем субъективный фактор экзаменатора, а развитие биометрических датчиков позволяет в перспективе иметь инструмент абсолютно независимой и объективной оценки результатов обучения студентов. Мало того, в рамках нашего опыта включения онлайн-курсов в ООП (основную образовательную программу) мы обратили внимание на другие эффекты: студенты становятся более прилежными и внимательными, так как дедлайн машины нельзя «перенести». В итоге образовательный процесс пропорционально распространяется на весь период обучения, нивелируя «эффект студента», когда материал к экзамену учится за одну ночь и забывается на следующую.

– Антон, многие ведущие вузы мира, например Массачусетский технологический университет, выкладывают бесплатно лекции своих ведущих преподавателей. Нам придется конкурировать с ними?

– Онлайн-курс – это сложный составной образовательный продукт, состоящий из видео-лекций, активности на форумах, поддержки пользователей со стороны преподавателей, различных вебинаров и системы оценки результатов обучения. Мало того, полноформатные 45-минутные или часовые лекции, по исследованиям того же MIT, являются крайне неэффективными с точки зрения вовлечения аудитории в изучение материала. Онлайн-уроки необходимо адаптировать: разбивать на фрагменты по 6-10 минут, интегрировать инфографику, постоянно активировать аудиторию курса на работу на форумах. 70% успеха онлайн курса – это работа со слушателями в онлайн-формате. Современное онлайн-образование имеет больше общего с формированием сообществ в социальных сетях, чем с работой у доски. Конкуренция за время слушателя, конечно, есть, но речь идет не про бесплатные курсы MIT, а про специализированные высококачественные курсы ведущих мировых вузов и компаний на платформах Coursera, edX, Udemy и т.д. Эти игроки уже несколько лет присутствуют на российском рынке, миллионы наших граждан уже учатся на этих платформах.

Новая конкуренция для вузов

Проект «СЦОС в РФ» стимулирует наши вузы развиваться. Онлайн-курсы позволяют перераспределить нагрузку преподавателей, они смогут больше заниматься со студентами практическими и лабораторными работами.

С другой стороны, повышается конкуренция между университетами и преподавателями по всей стране. Преподавателям придется активнее заниматься повышением собственной квалификации, постоянно совершенствовать свои курсы. Сегодня некоторые разработчики онлайн-курсов позволяют себе выкладывать в онлайн устаревший контент, лишь бы отчитаться о том, что они тоже приобщились к прогрессу. Их не особо волнует, что эти лекции не пользуются популярностью. С развитием проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» такие «показушные» работы уже не пройдут.

Как будет работать «одно окно»

В следующем году в рамках приоритетного проекта должен заработать ресурс «одного окна» – интернет-портал, в реестре которого будут собраны сотни онлайн-курсов для всех уровней образования, где у каждого пользователя будет персональное цифровое портфолио с отметками о пройденных курсах и результатах учебы. Будет запущена система оценки, экспертизы и рейтингования онлайн-курсов. Потребители смогут увидеть, какие курсы популярны, современны и дают отдачу. Практика записи и выкладывания в Сеть онлайн-лекций только для того, чтобы отчитаться в использовании современных технологий в обучении, провалится. Структура «одного окна» разрабатывается при участии Национального центра Электронного Образования, специализированного дочернего предприятия Национального центра информатизации, входящего в Госкорпорацию Ростех.

- Любой человек сможет в режиме онлайн обратиться к нашему ресурсу «одного окна» и на основании того, какие компетенции он хочет получить, чему научиться, система сформирует персональный рейтинг обучающих курсов, – рассказывает председатель правления Ассоциации онлайн-образования Василий Третьяков. – Причем, в нем будет показано, какие курсы понравились тем, кто их уже прошел, а какие собрали больше отрицательных отзывов. Со временем мы хотим, чтобы подбор курсов происходил с учетом личных особенностей пользователя. Кому-то будет удобнее экспресс-курс, а кому-то по такому же предмету больше подойдет курс пролонгированный.

- А каким образом курсы попадут в реестр ресурса «одного окна»?

– В реестре регистрируется образовательная онлайн-платформа, которых в России сегодня уже больше тридцати. А дальше курсы проходят экспертизу, сначала — на соответствие стандартам и техническим требованиям и, естественно, на отсутствие нарушений законодательства. А затем собирается из разных источников – от вузов, работодателей, учебно-методических объединений, независимых организаций и экспертов – информация о качестве содержания и методик обучения в рамках курса.

– Могут ли авторы курса как-то повлиять на экспертизу?

– Никоим образом. Ресурс одного окна обеспечивает соблюдение условий проведения экспертизы и хранение результатов с использованием технологий распределенных реестров. Ни на позицию экспертов, ни на мнение и оценки тех, кто уже прослушал курс, авторы влиять не смогут никак, кроме постоянного развития и улучшения курса.

– «Одно окно» будет предлагать платные курсы или бесплатные?

– Конечно, при определении образовательной траектории обучаемого в первую очередь будут предложены лучшие, наиболее популярные курсы по данной дисциплине. Но хочу отметить: сегодня большинство онлайн-курсов, созданных в России, открытые, они предполагают формат бесплатного прохождения.

Цифры

В рамках реализации приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" до 2020 года будет создано не менее 3 500 онлайн-курсов для всех уровней образования. Общее число преподавателей и экспертов, получивших компетенции в области онлайн-обучения, должно составить не менее 10 000 человек.