Премия Рунета-2020
Сыктывкар
+2°
Boom metrics
Общество30 марта 2018 20:21

Суд по делу Гайзера: место сенатора Самойлов купил у Шумейко за 15 млн

Евгений Самойлов рассказал, что Гайзер и Чернов перекрывали кислород его бизнесу в республике
Евгений Шумейко (справа) получил 15 млн рублей за то, что освободил место сенатора, которое занял Самойлов

Евгений Шумейко (справа) получил 15 млн рублей за то, что освободил место сенатора, которое занял Самойлов

Фото: коллаж Вячеслава Герцберга.

В Замоскворецком суде Москвы сегодня, 30 марта, продолжилось рассмотрение уголовного дела арестованного по обвинению в коррупции экс-главы Республики Коми Вячеслава Гайзера и нескольких его бывших подчиненных.

На прошлом заседании начался допрос экс-сенатора от Коми Евгения Самойлова. Его арестовали в сентябре 2015 года вместе со всеми фигурантами, но затем он перешел в статус свидетеля. На суде он рассказал, как начинал бизнес в Коми и как вошёл в ОПС.

Бизнес по-коми

Итак, как и на прошлом заседании, свидетеля Самойлова в зале суда охраняет вооруженный сотрудик полиции. Защита огласила протокол дополнительного допроса обвиняемого. В протоколе он полностью признает вину и раскаивается. Следователь во время допроса спрашивал о том, что он может пояснить о наличии его фамилии в «бухгалтерии» предполагаемого преступного сообщества.

Самойлов объяснял, что бывший зампред правительства Коми Константин Ромаданов вел «черную кассу», где отмечались откаты, которые он платил, например, с госконтракта на ремонт дороги Сыктывкар —Ухта. Получателями откатов была структура «Газпрома», а позднее Самойлов узнал, что откаты шли и руководству Коми.

«Часть средств Худазаров (экс-заместитель председателя правительства Коми Эльман Худазаров – ав.) получал наличными и передавал в кассу преступного сообщества», — говорил в показаниях Самойлов.

Далее Самойлов рассказывал подробности прередачи денег в казну. Экс-директора «Комплексного управления проектами» Алексея Соколова Самойлов видел несколько раз. С ним его состыковал Ромаданов по вопросу передачи денег. До лета 2015 года Самойлов не знал, куда точно идут деньги, которые передавались от него, сообщает «7х7».

Самойлов на допросе также говорил, что судя по суммам напротив его фамилии в «бухгалтерии», это деньги которые шли на выборы — даты совпадают с выборными циклами в республике.

Из более чем десятка офшорных компаний, которые называл Самойлову следователь, на допросе он узнал только одну, которая имела отношение к бизнесмену Александру Зарубину.

— Подтверждаете, что оффошорная компания «Катамор» принадлежит вам? — спросил адвокат Алексея Чернова Карен Гиголян. Свидетель подтвердил.

На следующем допросе Самойлов рассказывал подробности того, как он покинул предполагаемое преступное сообщество. Для этого ему пришлось передать часть своих активов в пользу сообщества.

«Ромаданов потребовал от меня передать в пользу него, Гайзера и Чернова долю в гостинице «Авалон». Он сказал, что управлять гостиницей он все равно не сможет, а ему все равно потребуется покровительство с их стороны», — говорил в показаниях свидетель, уточняя, что успел убедиться в возможностях сообщества, члены которго чувствовали себя в республике, как хозяева.

Когда он передавал доли в гостинице, по словам Самойлова, он осознавал, что дает именно взятку как бизнесмен руководству региона.

По словам свидетеля, далее конфликт с главой Коми Вячеславом Гайзером и его замом Алексеем Черновым обострялся, а правоохранительные органы проводили в интересах Ромаданова проверку одного из партнеров Самойлова Максима Бунтова (экс-гендиректор «Торгового дома «СДПК» - ав.). Тогда он понял, что не сможет спокойно вести бизнес в республике.

Фиктивная сделка

Зачитали еще один протокол допроса Самойлова от мая 2016 года. В нем свидетель подтвердил ранее данные показания и вновь сообщил, что после выхода из предполагаемого преступного сообщества он уже как коммерсант передал взятку двумя долями гостиницы «Авалон» Гайзеру и Чернову.

Гайзер предложил вариант, при котором оценивать долю в гостинице будет Игорь Кудинов (экс-гендиректор Фонда поддержки инвестиционных проектов Республики Коми — ав.), Самойлов не возражал. После этого, по словам свидетеля, Чернов постоянно звонил и напоминал о том, что Самойлов должен передать доли в «Авалоне».

Позднее Самойлова не устроила цена, в которую оценили доли в «Авалоне» — 130 млн руб., но оспорить он ее не смог.

Также Самойлов говорил, что у него есть пистолет, но без патронов. Во всех зачитанных сегодня показаниях свидетель настаивал, что давал именно взятку за возможность работать в Коми после выхода из предполагаемого преступного сообщества.

— Более развернутых пояснений я делать не собираюсь, — отвечал Самойлов на уточняющие вопросы адвокатов.

Следующий вопрос защиты был такой: на основании чего он сделалал вывод, что Наталья Моторина (директор ООО «Советник» - ав.) знала, что сделка с «Авалоном» была на самом деле безвозмездной. Самойлов говорил, что во время сделки никто, кроме Мотриной, не знал о том, что сделка фиктивная.

— Я уже ранее говорил, что Соколов — это просто курьер Ромаданова, Ромаданов не обязан разъяснять ему суть сделки. Я сделал такой вывод. Это мое убеждение было на момент сделки, допроса и сейчас, — ответил Самойлов.

Адвокат Чернова Гиголян спрашивал: «Как вышло так, что лица, которые чинили вам препятствия, потом продолжили сотрудничать с вами?»

— Это разные периоды, наблюдайте за хронологией. Когда они перекрывали мне кислород, как раз показывали, что будет, если я не буду договориваться, я это прекрасно понял, — ответил свидетель.

На это адвокат уточнил: из этого следует, что в какой-то период покровительство сообщества не оказывалось. Свидетель не отрицал этого.

Давление сверху

В следующих показаниях, которые зачитала защита, Самойлов рассказывал, что являлся номинальным держателем доли в СЛДК («Сыктывкарский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат») в пользу сообщества. Предприятие было поставщиком сырья для компании «Монди».

У СЛДК был договор субаренды лесного участка с компанией «Северлогистик». Лес с СЛДК шел на «Монди». Сообщество создало фирму-прокладку, с которой «Монди» заключила договор поставки сырья вместо компании Самойлова. Эту компанию Самойлову предложили выкупить за 200 млн руб.

Самойлов попытался избежать этого и вылетел в Австрию, где встретился с топ-менеджером «Монди» Петером Освальдом и рассказал о ситуации. Тот пообещал разобраться. После этого Самойлов узнал, что на «Монди» в Коми оказывается давление, и ему посоветовали согласится на условия сообщества, что он и сделал.

— Подтверждаете показания? — спросил адвокат.

— Да, на сто процентов, даже на сто пятьдесят, — ответил Самойлов.

Самойлов во время чтения показаний все время улыбался, а на вопросы адвокатов отвечал очень резко и чувствовал себя в суде очень уверенно.

В следующем протоколе говорилось о том, что Самойлов более подробно рассказывал про проблемы СЛДК, а именно о проблемах, которые могут устроить члены сообщества, если с ними не сотрудничать. Из показаний Самойлова следует, что он видел видеозапись обсуждения оперативниками мероприятий в отношении СЛДК, и, действительно, на предприятие пришли следователи и изъяли бухгалтерию. Так, по словам Самойлова, он убедился в реальных возможностях предполагаемого преступного сообщества.

Завершая показания, Самойлов сказал, что готов оказывать любое содействие следствию и даже пройти исследование на полиграфе.

— Сейчас готовы пройти исследование на полиграфе? — спросил Гиголян, но судья после протеста прокурора сняла вопрос.

Адвокат Веселова внезапно отругала Самойлова, потому что тот, по ее словам, постоянно оборачивается в ее сторону (она сидела прямо за спиной Самойлова) и улыбается.

Адовкат Чернова ходатайствовал об оглашении протокола очной ставки Чернова и Самойлова в полном объеме (ранее предполагалось, что это сделают только частично). Судья согласилась.

Объяснили правила игры

Итак, на суде зачитали протокол очной ставки от 2016 года (очная ставка длилась несколько дней). Самойлов рассказал, что изначально приехал в Коми, чтобы избраться от республики в Госдуму, и заинтересовался бизнесом в республике. Он обратился к Владимиру Торлопову (экс-глава Коми — ав.) с вопросом, каким можно заняться бизнесом, но ему ответили, что все уже занято. Тогда он обратился к заместителю Торлопова Алексею Чернову. Он пояснил, что есть определенные правила для работы в Коми, которые надо выполнять: доля в 25% от бизнеса должна быть передана ООО «РК», а если его члены как-то финансово участвуют в бизнесе, то 51%.

В итоге Самойлов согласился. Окончательно подтвердил ему, что работать и строить политическую карьеру он сможет только на таких условиях, Александр Зарубин. Они встречались в московском ресторане Зарубина «Лос бандитос».

В ресторане Александра Зарубина бывали чиновники из Коми

В ресторане Александра Зарубина бывали чиновники из Коми

Фото: Из открытых источников

В протоколе прозвучала информация почему бывший замглавы Коми Павел Орда покинул республику. Тогда это произошло очень стремительно. Орда был уволен по требованию полпреда президента в СЗФО так как он в отсутствии Торлопова подписал приказ на награждение орденом Мужества своего помощника, а орден оказался фиктивный. Также Орда нагрубил ветерану в Воркуте, который жаловался на проблемы с получением жилья.

После небольшого перерыва защита продолжила зачитывать протокол очной ставки между Алексеем Черновым и Евгением Самойловым. В протоколе очной ставки сказано, что Евгений Шумейко (экс-мэр Воркуты. С апреля по декабрь 2011 год являлся сенатором от Госсовета Коми — ав.) получил 15 млн рублей за то, что освободил место сенатора, которое занял Самойлов.

Продолжилось чтение протокола очной ставки. В нем Чернов и Самойлов подробно рассказывают о работе в Коми, о избрании в Госдуму и в Совет Федерации от республики. В протоколе про бизнесмена Валерия Веселова говорилось: Самойлов рассказал, что слышал, что Веселов курировал «силовой блок» в сообществе, он также слышал, что он выходец из какой-то воркутинской группировки, но не более. Взаимодействовал Самойлов с ним только по СЛДК.

На этом 26-ое заседание завершилось. Следующее заседание назначили на понедельник, 2 апреля.

Также читайте:

Суд по делу Гайзера: Самойлов уверен, что с "Интауголь" его подставили.

Суд по делу Гайзера: обедать Зарубин ездил на «Ролс-Ройсе» и «Бентли».