Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Есть работа!4 марта 2019 21:05

Дуальное образование – это единственная возможная эффективная модель

Лидия Фролова, президент Фонда поддержки социальных проектов «Образование – обществу»:
Источник:kp.ru
Лидия Фролова, президент Фонда поддержки социальных проектов «Образование – обществу»

Лидия Фролова, президент Фонда поддержки социальных проектов «Образование – обществу»

– В 1987 году мне довелось написать журналистский текст про профориентацию в школе. Я могу его сейчас озвучить, и все скажут – да, это то, что необходимо, это то, что нам сейчас нужно. Мы ходим по кругу. Почему? Потому что образование, как бы мы к нему ни относились, является все-таки функциональной частью непрерывного процесса: профориентация – образование – трудоустройство. Если оно выходит за рамки этой модели, то оно уже становится хобби. Пожалуйста, можно изучать раннего Достоевского на протяжении всей жизни. Но надо понимать, что образование – это то, где ты потом собираешься работать. Однако современный мир полностью, в России по крайней мере, лишен долгосрочных прогнозов.

Я очень много езжу по регионам и постоянно спрашиваю местные службы занятости и управления социальной защиты и труда – вот сейчас мы пойдем и сделаем детям прекрасную практическую профориентацию, проведем WorldSkills, проведем «Абилимпикс», все дети захотят делать обувь, вы можете мне сказать, что, когда они окончат учебное заведение, для них будут рабочие места? Я не видела ни одного региона, кроме Челябинского трубопрокатного завода, который является исключением, подтверждающим правило, который бы давал прогнозы больше чем на два года. И то эти двухлетние прогнозы не сбываются.

Мы шесть лет говорим слова «дуальное образование». Все в песок. Дуальное образование – это единственная возможная эффективная модель, во всем мире это подтверждено, которая гарантирует человеку, который учится и параллельно уже проходит практику у своего работодателя, заранее построить отношения с работодателем, подготовиться самому, подготовить себе рабочее место и выйти на работу по окончании учебного процесса, полностью заточенным под конкретного работодателя. Вот это важно.

Почему моя старшая дочь окончила колледж? Почему моя младшая дочь тоже пойдет в колледж? Они потом пойдут в высшее образование. Но вот эта часть, которую они должны пройти, это практическая часть, которая в том числе является частью как профориентации, так и социализации, и входа в профессию. Дети сейчас инфантильные. Нам продлили детство до 30 лет, вот только что сказали, что теперь до 30 лет все дети. Кто когда определился с профессией? Я могу сказать, что я определилась с профессией в 14 лет, когда стала мечтать работать в «Комсомольской правде». В 18 лет я уже работала в этой замечательной «Комсомолке», и за 12 следующих лет жизни я ей очень благодарна. Но потом у меня возникли другие интересы.

На протяжении жизни современный человек вынужден будет несколько раз поменять профессию. Потому что рынок труда не очень предсказуем. И чем большим набором компетенций он владеет, тем больше у него шансов чувствовать себя уверенным в жизни и изменять свою карьерную траекторию. То есть, в принципе, в будущем, не очень далеком, думаю, система понятий «среднее образование», «высшее образование», «среднее профессиональное образование» – они перейдут в некий набор образовательных хабов, набор компетенций, который человек по мере надобности и по мере желания будет получать на протяжении всей жизни. Увеличение пенсионного возраста на сегодняшний день ставит перед новыми Министерствами просвещения и Минобрнауки задачу, что делать с людьми, которые в 55 лет оказались не нужны рыночной экономике, и в том числе по здоровью, например, не могут продолжать дальше работать на том месте, на котором они работали, но в инвалиды их еще не записывают. Они куда пойдут? Им нужно получить какой-то дополнительный навык, который позволит им в гармонии самореализоваться в седьмой раз, прожить седьмую жизнь. И в этом смысле мы должны рассматривать все пути непрерывного образовательного процесса, в том числе и колледж, как единую систему.