Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
В мире12 января 2019 12:11

Подлодка Третьего Рейха с грузом ртути и урана грозит превратить Баренцево море в зону тотального заражения

Норвежское правительство хочет «захоронить» субмарину, но экологи против
Достоверно известно, что на борту потопленной подводной лодки были 65 тонн ртути.

Достоверно известно, что на борту потопленной подводной лодки были 65 тонн ртути.

Фото: YouTube

…Февраль 1945 года. Нацистская подлодка U-864 выходит из Бергена, чтобы прорваться в Японию с секретными изделиями из Рейха. Фашистский режим в Европе доживает последние месяцы, однако немцы пытаются помочь «братьям по оружию» в Азии — возможно, именно самураи с помощью западной техники смогут создать «вундерваффе», атомную бомбу, и переломить ход войны.

Но планам не суждено сбыться — U-864 потопили англичане. С тех пор субмарина лежит на глубине около 150 метров близ побережья Норвегии, её местонахождение установила международная экспедиция ещё в 2005 году. И смертоносный груз из брюха «морской волчицы» никуда не делся.

Достоверно известно, что на борту были (и, собственно, остаются) 65 тонн ртути в 1857 стальных ёмкостях. Почему так много? Ртуть используют в металлургии для производства редких металлов (находившейся в морской блокаде Японии не хватало ни того, ни другого). А ешё — в атомной промышленности: эта тяжёлая жидкость способна растворять уран.

И вот тут начинается одна из многочисленных «тайн Третьего Рейха»: по предположениям историков, на U-864 мог быть ещё иоксид урана (в таком виде этот радиоактивный элемент безопасен при транспортировке и не может случайно образовать «критическую массу» с угрозой ядерного взрыва).

Как известно, другая немецкая подлодка U-234, вышедшая тем же «японским маршрутом» для аналогичных «союзнических поставок» чуть позже, в апреле 45-го, как раз везла больше полутонны урана, пригодного для создания атомной бомбы. (Ту субмарину известие об окончании войны застало в Южной Атлантике, экипаж предпочёл сдаться США, а уран использовался для американской ядерной программы — но это совсем другая история.)

Одно время власти Норвегии подумывали поднять «ртутную подлодку» и гарантированно избавиться от токсичного груза — но теперь мнение поменялось, слишком сложно, мол. И U-864 хотят всего лишь «захоронить» на том же месте. Идея простая и куда более дешёвая: на инженерное судно грузится щебень, перемешанный с грунтом, и… высыпается над нужным участком океанского дна с поправкой на площадь рассеяния и придонные течения.

Но местные эко-активисты бьют тревогу:

— Мы крайне критично относимся к идее «захоронить» судно: ртуть всё равно могут распространить эрозия и морские животные, — говорится в заявлении главы Союза охраны природы Норвегии — Курта Оддекалва (есть в распоряжении «КП»).

Оставлять всё как есть — тоже нельзя. Сегодня большая часть ртути с U-864 пока ещё находится в стальных бутылках, но они будут ржаветь все больше и больше, подчёркивает эко-активист. Это вещество — опасный нейротоксин, и, как другие яды, может накапливаться в тканях рыбы, которую добывают у побережья Скандинавии и экспортируют во многие страны (включая Россию).

— На подлодке содержится несколько тонн тротила [в торпедах], который может детонировать при попытке «захоронить» её в грунте. Взрыв приведет к тому, что ртуть и оксид урана попадут на поверхность и распространятся по океану. Этот худший сценарий сразу сделает необитаемым близлежащий норвежский остров Федье, а через пару недель ртуть с морскими течениями попадет и в Россию, в Баренцево море, — заявляет Оддекалв.

Теперь скандинавские «зелёные» смотрят на свою восточную соседку как на последнюю надежду:

— В девяностые годы Норвегия помогла России в очистке побережья Кольского полуострова от токсичных объектов. Сейчас, надеемся, Россия отплатит нам тем же. Призываем российские власти связаться с премьер-министром Эрной Сульберг, попросив Норвегию отказаться от плана «присыпать подлодку грунтом» — и вместо этого поднять остатки ртути, — говорит эко-активист Оддекалв (подразумевая, что Москва уже имеет опыт подобной операции на примере погибшей в 2000 году АПЛ «Курск»).