Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
В мире21 марта 2019 22:04

Сербский снайпер - о нападении НАТО на Югославию: «20 лет назад Россия сделала все что смогла»

В марте 1999 года НАТО начало бомбардировку Югославии. Впервые после Второй мировой началась военная агрессия против суверенной страны в Европе
Снайпер Деян Берич.

Снайпер Деян Берич.

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

Воевавший на Донбассе сербский снайпер Деян Берич (позывной - «Деки»), прошел через тот конфликт в родной Югославии. И рассказал «Комсомолке», почему отъем Косово у Сербии так похож на сегодняшнее отрезание Украины от России.

«МЫ ТАМ ПОЧТИ ВСЕ ПОГИБЛИ...»

- Я добровольцем пошел на Косово (сербы говорят «на Косово», как и русские - «на Украине», - авт.), в марте 1999 года. Мы знали заранее, что будет. Сербское правительство не верило, но наши военные все знали. За полгода до бомбардировок Сербии француз-контрразведчик передал нам планы НАТО. Там было все расписано – какие позиции будут бомбить. Француза натовцы потом судили, как предателя.

Бомбардировки начались 24 марта, бомбили наши казармы, но мы успели вывести технику в лес. Я сразу собрался и пошел воевать. Сыну было три месяца, только родился. Собралась группа добровольцев и мы поехали на Косово. Там мы почти все погибли, осталось очень мало нас… Мы были на территории, где НАТО в первый раз попробовало применить пехоту в Европе.

- Кто против вас воевал?

- САС (спецназ Великобритании, - авт.), французский Иностранный легион, американские наемники и моджахеды косовские. Последняя волна, которая штурмовала нас – были моджахеды и регулярная албанская армия.

- Первый раз такое слышу!

- У нас поменяли историю. Об этом запрещено говорить. Но это было! Нами командовал генерал Божедар Делич, он приезжал потом ко мне в Донецк. Тогда он сохранил почти всю военную технику. Через 20 дней боев нас вернули назад, в Сербию, мы встали на границе с Хорватией. Там уже боев не было.

- Какие задачи были у НАТО на земле? Просто занять Косово?

- Если бы пробили нашу линию обороны, они бы вышли на границу с Сербией, заняв все Косово. Проблема еще была в том, что наше руководство запрещало артиллерии работать по албанской стороне. Там стояли около 7 тысяч британцев, американцев, албанцев.

ВОЙНА НА 3 ФРОНТА

- Ты застал сам «марш на Приштину», бросок русского десанта на столицу Косово и занятие ключевого аэродрома?

- До сих пор нельзя выдавать подробности этой операции. Но она дала сербам надежду на Россию. Русские поставили себя! Если бы не этот марш, нас бы бомбили сильнее, во много раз.

- Ты можешь сравнить разрушения на Донбассе и в Сербии - от бомбардировок НАТО?

- Вот представь окрестности Донецкого аэропорта. Там есть разрушения, но видны улицы. В Сербии, там где бомбили города, ничего не осталось. Если в дом попадала бомба – все, его как и не было никогда. Донбасс воюет на один фронт - с Украиной. А в Сербии мы должны были и остановить наступление НАТО, и бороться с албанскими террористами у себя за спиной.

Пожар, вызванный бомбардировками самолетами НАТО. Фото Yannis Kontos/Sygma via Getty Images

Пожар, вызванный бомбардировками самолетами НАТО. Фото Yannis Kontos/Sygma via Getty Images

- Два фронта…

- Три. Третий фронт был на небе, оттуда прилетало круглосуточно.

- То есть, заявления Запада о «точечных» воздушных ударах по инфраструктуре и военным – вранье?

- Инфраструктура, конечно, пострадала – мосты, линии электропередач, им важно было обесточить страну. Я первый раз такое видел – графитная сетка, как паутина, ее запускали с самолетов – она цеплялась за провода. Все, электричества нет, замыкание. Но бомбили и школы, и церкви!

А история, когда самолет НАТО расстрелял пассажирский поезд идущий через мост! Случайно? Но, когда людей начали спасать, самолет развернулся и выпустил еще одну ракету! (речь о расстреле поезда 12.04.1999 на мосту через реку Южная Морава, 14 мирных жителей, женщин и детей погибли, - авт.)

«НАШ ПРЕЗИДЕНТ ВЕРИЛ АМЕРИКАНЦАМ»

- Как думаешь, если бы сейчас мир стоял на пороге такой же агрессии НАТО, как 20 лет назад, Россия дала бы бомбить Сербию?

- Сегодня – нет. Но мы понимаем, что в 1999 году Россия только начала приходить в себя.

- У нас еще Ичкерия была… Но, Россия ... мы сделали все что могли? Или нет?

- Многие русские, которых я знаю, извиняются, что Россия тогда не помогла. Это неправда, Россия сделала все, что могла в тот момент. Я знаю, например, что Россия готова была дать нам С-300, но наш президент Милошевич отказался. К сожалению, Милошевич одновременно был и хорошим и плохим президентом, так бывает…

- Как это?

- Хороший, потому что любил Сербию, сражался за нее. Плохим, потому что верил американцам на слово. В войну 1991-95 годов, когда распадалась Югославия, он договорился с американцами. Но, мы потеряли Сербскую Краину. Запад тогда хвалил Милошевича – настоящий лидер, лучший президент… Когда они решили отрезать от Сербии еще и Косово, Милошевич для них стал преступником, сразу же.

- Что можешь сказать про НАТО, как про противника в сухопутных боях?

- Получается, я два раза с ними воевал. Даже три. Первый раз в Республике Сербской. Еще раз в Косово. А в третий раз на Донбассе встретился с американцем-снайпером.

- Он тренироваться приехал?

- Дотренировался. В Косово, например с Иностранным легионом Франции сталкивались. У них там по нашей артиллерии работали минометчики и звукометристы, контрбатарейная борьба. Пришлось прямо лазать между их позициями, чтобы как-то прекратить их работу.

- Знаешь, в России некоторые уже поговаривают, что с НАТО или с условным Западом придется повоевать. Внутренне даже готовы к этому. Твоя оценка натовцев, как вояк?

- Никакие. Если ты не понимаешь, за что воюешь, ты никогда не будешь хорошим солдатом. В Косово лучшими воинами были моджахеды. Потому что заряженные идейно. Когда натовская пехота ничего не могла сделать, бросали их. А американцы без жесткой артподдержки даже не воюют.

УКРАИНА ДЛЯ РУССКИХ - ТО ЖЕ, ЧТО КОСОВО ДЛЯ СЕРБОВ

- Югославию можно было сохранить?

- Нет. Это была страна не для сербов, но сербы при этом держали Югославию. При распределения денег Сербия всегда была там на последнем месте. Все уходило в Косово, Словению, которая ничего не производила, в Боснию и Хорватию.

- Похоже чем-то на СССР, где Россия жила хуже всех...

- Когда начался распад, Югославская армия не хотела воевать с народом. Договорились, что армия будет уходить с окраин без оружия. Но для распада нужна была кровь. И тогда в Словении начали резать безоружных солдат, вытаскивать их из машин. В интернете до сих пор лежат видеоролики...

- Есть такая тяжелая аналогия. Косово – сердце Сербии и колыбель ее православия. Киев – то же самое для России.

- Все взаимосвязано – войны в Косово или с хорватами начинались с уничтожения православных церквей. Народ, потерявший веру, не может сопротивляться и воевать. Киев не смог победить в войне с Донбассом и тогда взялся за безоружные церкви.

- К сожалению, помешать этому Россия не может…

- Русская армия может взять Украину за 20 дней. Но сколько будет разрушено и сколько погибнет? Я скажу так, на Донбассе еще не было настоящей войны…

Деян Берич и ополченец "Гиви" (Михаил Толстых).

Деян Берич и ополченец "Гиви" (Михаил Толстых).

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

- Как это?

- Это когда по твоим позициям ведется артподготовка трое суток, и там ничего не остается. Ни окопов, ни блиндажей. И потом заходит пехота. Я помню это по Боснии, в начале 90-х – именно так мусульмане там воевали, примерно так действовали и хорваты. Одни фундаменты от домов оставались. Потом - наступление.

- Прошло 20 лет. Сербия как-то изменилась? Она стала прозападной?

- Надо разделить две вещи: правительство и народ. Народ, он пророссийский. Правительство – скорее прозападное. Только что был на телемосте с Белградом, там было сказано, что Сербия нейтральна. Как она может быть нейтральна, если разрешила НАТО пользоваться сербскими дорогами и казармами? Когда закончилась агрессия НАТО, у Югославии было 118 тысяч бойцов, 1016 танков, 150 самолетов. Сейчас у Сербии 25 тысяч солдат, 252 танка, 50 самолетов. Сербию разоружили. У боевых офицеров зарплаты были, как у продавцов в магазине. Я знаю, что реформу сербской армии и полиции делал англичанин Амадей Уоткинс. Именно по его совету были расформированы части спецназа и антитеррора – самые боеспособные. Их больше нет. Сербия сейчас – как колония.

«НИЧЕГО НЕ ВЕРНУТЬ. НО МОЖНО ПОПРОБОВАТЬ»

- Но разве сейчас Москва и Белград не сблизились?

- Мне пишут сербы, что в последние два года чувствуют поддержку России – такого раньше не было. Но власти в Сербии слишком часто не понимали свой народ. Сдавали наших офицеров в Гаагу. В нарушение Конституции. Не всем это нравится. В Белграде сейчас митинги идут, это недовольные политикой властей.

- Например, чем?

- Премьер Сербии Анна Брнабич никогда не работала на госслужбе, только в неправительственных организациях финансируемых Соросом, несколько дней назад она стала папой – ее жена родила ребенка. Народ не хочет таких ценностей. Но их медленно продавливают. Через молодежь. У вас те же процессы идут, но не так быстро.

- Был я в Косово в 2007 году – видел, как тяжело и плохо жили сербы в анклавах. Был в 2011 году – стало чуть лучше, но в целом ничего не поменялось. Твое мнение – может ли Сербия вернуть Косово, а Россия – Украину?

- Де-факто – Косово уже не Сербия. Если бы соблюдалась резолюция ООН 1244 ( О территориальной целостности Югославии, – ред.), в Косово должны были вернуться сербская полиция, суды… Но на сербские власти в Брюсселе все время давили. И продавливали. Сначала Сербия разрешила Косово иметь свою полицию. А в итоге, Косово получило и свою армию. Все.

- А с Украиной?

- Мне кажется, и Россия потеряла Украину. На Украине уже выросло три-четыре генерации молодежи, которой привили антироссийскую идеологию. И дали возможность стать дикой. Люди старше 40 лет на Украине эту антирусскую дичь ненавидят, но они не могут сражаться со своей же молодежью!

- Что делать? Есть рецепт?

- Единственный вариант излечения Украины - полное экономическое издыхание, потом карантин на несколько лет и возрождение на новых принципах. Но Россия сейчас сама серьезно помогает Украине экономически. Если бы эта помощь прекратилась, все бы решилось раньше.

- И чтобы Украина, 30-40 миллионная страна, сразу же повисла гуманитарной обузой на шее России? Страшно представить.

- Нет-нет! Это забота Европы и США, они довели Украину, они и должны расхлебывать. Запад должен почувствовать тяжесть Украины, повисшей у него на шее.

И в этот момент, вся его любовь к Киеву закончится. А пока Запад все устраивает, потому что Россия продолжает содержать Украину. Такой парадокс.

- Как ты думаешь, судьба Югославии повлияла на Россию?

- Она повлияла на весь мир. Особенно 1999 год, когда НАТО нарушило Конституции стран, из которых состоит, нарушило устав ООН, и напал на суверенное государство в Европе, чтобы помочь террористам. Это изменило все мироустройство.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Виктор Черномырдин: Когда НАТО перестало бомбить Белград, мы договорились с США, чтобы таких войн больше не было

Об этом спецпредставитель Президента РФ по урегулированию кризиса вокруг Югославии рассказывал нашему обозревателю Александру Гамову еще 20 лет назад (подробности)

КСТАТИ

«Балканский рубеж» Милоша Биковича: о войне в Югославии и простом парне Эмире Кустурице

21 марта в прокат выходит русско-сербский фильм «Балканский рубеж». Картина повествует о военном конфликте 1999 года, когда албанские боевики захватили Косово, а самолеты НАТО сбрасывали бомбы на Белград, столицу тогда еще существовавшей Югославии. Презентовать эту картину в уральскую столицу приехал 31-летний сербский продюсер и актер Милош Бикович (подробности)