Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
В мире16 апреля 2019 13:30

Почему так долго тушили собор Парижской Богоматери

Трагедии, которая разыгралась на острове Сите, сопутствовали странные совпадения… и символы надежды [видео]
Парижский пожарный у стен главного собора города утром 16 апреля.

Парижский пожарный у стен главного собора города утром 16 апреля.

Фото: REUTERS

Вечером 15 апреля случился пожар в одном из величайших христианских храмов - Соборе Парижской Богоматери. Огонь тушили до рассвета, кадры с обрушением 40-метрового шпиля Нотр-Дама потрясли весь мир. «Комсомолка» разбирает с экспертами: как такое могло случиться и в чем причины ЧП?

1. Чем знаменито здание?

«В закоулке одной из башен Нотр-Дама я увидел начертанное много веков назад слово «рок». Потом при реставрации это слово исчезло, как ранее исчез его автор - и как, быть может, исчезнет скоро с лица земли и сам Собор».

С такой фразы, чуть было не ставшей пророческой, начинается роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» - о любви уродливого звонаря Нотр-Дама, карлика Квазимодо, и прекрасной цыганки Эсмеральды. Книга стала хитом, десятки раз ставилась в кино и на сцене, а готическая постройка на острове Сите превратилась в подлинный символ Франции. Но в момент написания романа Гюго в 1831 году Собор (строительство началось еще в середине XII века) обветшал настолько, что его хотели снести. Вот писатель и решил сделать Нотр-Даму рекламу и таким образом спасти его. И получилось!

Средневековое здание все-таки решили отреставрировать, надстроили шпиль (который во время пожара и обрушился, подробнее об этом и том, что за реликвии хранились в храме, - в рубрике «ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА»).

Огонь уничтожил шпиль собора.

Огонь уничтожил шпиль собора.

Фото: REUTERS

Но сложен Нотр-Дам из довольно хрупкого камня, известняка, и постоянно требует ухода. Последняя реставрация началась полтора года назад, потянула на сто миллионов евро. На ремонт скидывались в том числе и прихожане Собора.

2. Что произошло?

В минувший понедельник в 18:50 по местному времени вспыхнул пожар на верхнем ярусе (который как раз реставрировался). Что интересно, буквально за несколько минут до этого дневная смена реставраторов завершилась, и все они покинули леса. Позже этот факт подбросит дров в костер теории о намеренном поджоге…

Тем временем с острова Сите стали эвакуировать людей. Пламя моментально объяло деревянные конструкции крыши. Словно в фильме-катастрофе, обрушился красавец-шпиль.

- Это конец… Из Парижа вырвано сердце… Франция никогда больше не будет прежней, - плакали очевидцы.

Молитва парижан возле места трагедии.

Молитва парижан возле места трагедии.

Фото: REUTERS

Прямо на улицах парижане становились на колени, распевая религиозный гимн «Аве, Мария» в отчаянной надежде хоть так помочь храму Божьему.

К полуночи пламя утихло (собственно, потому, что гореть стало нечему и крыша обвалилась), но отдельные очаги на высоте 30-60 метров пылали еще много часов.

3. Почему пожарные не сразу принялись спасать ситуацию?

Виктор КЛИМКИН, почетный пожарный города Москвы, зампред Всероссийского добровольного пожарного общества:

- Надо учитывать, что собор находится на острове, сразу добраться туда не так просто, да и в 7 вечера в любом мегаполисе уже начинаются пробки. У самого здания очень сложная конфигурация, огромная площадь, нужно время просто для того, чтобы вывести пожарные расчеты на позицию.

В операции участвовало до 500 пожарных. Число не всегда определяет умение, но в данном случае, по мнению экспертов, французы действовали профессионально. Вначале они вывели всех людей из собора, вынесли предметы искусства и реликвии (что тоже потребовало времени). Из-за всего этого собственно тушение началось лишь через 30-40 минут.

Пожар в главном храме Франции вспыхнул вечером 15 апреля после окончания рабочего дня.

Пожар в главном храме Франции вспыхнул вечером 15 апреля после окончания рабочего дня.

Фото: REUTERS

4. А можно было водой с вертолетов?

Ближе к ночи, в разгар трагедии, пронесся слух, будто «сгорело вообще все». Весь мир требовал сделать хоть что-то, президент США Дональд Трамп в своем твиттере призвал потушить собор, сбрасывая воду с вертолетов.

- Почему этого не было сделано - объяснили сами французские пожарные. Тонны воды могли обрушить арочные перекрытия и стены собора, повредить статуи (например, фигуры химер на фасаде), приведя к еще более страшным разрушениям, - объясняет Виктор Климкин.

5. Отчего понадобилось целых девять часов?

- У пожарных в любом случае не хватило длины лестниц, чтобы поднять брандспойты прямо к зоне пожара и залить ее струями. Поэтому они приняли единственно возможное решение: оставили собор догорать, чтобы потом потушить все, что останется. Попытки вмешаться могли привести к непредсказуемым результатам (готические храмы из-за своей «ажурной» конструкции - здания достаточно хрупкие, - говорит специалист по пожарной безопасности Евгения Кожухаренко. - Именно поэтому огонь и горел так долго: пожарные ограничились охлаждением водой других конструкций собора, чтобы пожар не перекинулся, например, на башни с колоколами: обрушение этих многотонных махин могло стать настоящей катастрофой… В итоге урон был относительно невелик, ведь в средневековье брандспойтов не было, и храмы специально проектировались так, чтобы пережить возгорание.

Теперь реставраторам предстоят годы работы по восстановлению собора.

Теперь реставраторам предстоят годы работы по восстановлению собора.

Фото: REUTERS

6. Каков ущерб?

А после всех страшных фото и криков «все пропало» случилось чудо. Пожарные вошли в храм, в алтаре которого стоял неповрежденный крест. Почти не пострадали деревянные (!) части интерьера и огромный орган. Почему? Загоревшаяся крыша располагалась на высоте 10-этажного дома, то есть между сводом и алтарем - огромная «воздушная подушка», которая не дала нагреться дереву так, чтобы оно вспыхнуло. Это и спасла интерьер от огня и жара.

Да, обрушились шпиль и крыша, но они в любом случае - новоделы XIX века, а средневековые конструкции храма (которые и представляют наибольшую историческую ценность) почти не пострадали. Уцелело большинство реликвий, Каменные и бронзовые статуи с верхнего яруса, где и начался пожар, были сняты и увезены на реставрацию всего за четыре дня до трагедии. Так что казавшийся погибшим Нотр-Дам в буквальном смысле восстал из пепла. Иначе, как чудом, это не назвать.

Последствия пожара в Нотр-Дам-де-Пари.

Последствия пожара в Нотр-Дам-де-Пари.

Фото: Рушан КАЮМОВ

7. Какие версии ЧП?

Французская прокуратура сейчас прорабатывает лишь одну гипотезу: случайное возгорание (возможно, вследствие халатности), несколько рабочих-реставраторов уже допрошены.

- Пока ничто не говорит о том, что пожар мог быть преднамеренным, - заявляют власти.

Действительно, по некоторым данным, реставрацию осуществляли американские эксперты. Уровень их квалификации в некоторых французских СМИ ставится под сомнения.

Но у других экспертов на по этому поводу иное мнение. Первая версия - исламский терроризм.

- Это символическое место верования, пожалуй, самое символическое во всей Европе. На мой взгляд, имел место поджог. Уже есть сведения о том, загорелось что в двух местах сразу, - говорит писатель Эдуард Лимонов (он долгое время жил в Париже и хорошо знает французские реалии). - Это силы, скорее всего, из исламских радикалов, ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация - Ред.) или что-то в этом духе. Поскольку нападение на другую религию может себе позволить только конкурирующая религия. Вот стоял Собор веками, ничего не происходило, и вдруг все к чертовой матери сгорело. Крайне не похоже на случайность.

Другая версия - месть «Желтых жилетов» президенту Франции Эммануэлю Макрону.

- Огонь вспыхнул прямо перед началом обращения Макрона к нации, после чего тот вынужден был свою речь прервать. Его выступление касалось ситуации вокруг «Желтых жилетов» (движение без лидеров, которое уже полгода устраивает массовые манифестации с требованиями кардинальных реформ и отставки руководства Пятой Республикой - прим. ред.). Накал политических страстей в стране очень сильный. При этом в последние месяцы среди «жилетов» усилилось крыло левых экстремистов (регулярно отмечаются погромами и поджогами во время этих «мирных митингов» - прим. ред.) Во Франции сейчас очень много леваков всех мастей, от троцкистов до анархистов, возможно, это спланированный удар по всему, что они ненавидят: и по религии, и по государству, и по Макрону как его формальному лидеру, - рассказала «Комсомолке» знаток французской культуры, автор романа «Мечеть Парижской Богоматери» (антиутопия об уничтожении Нотр-Дама в ходе исламизации Европы) Елена Чудинова.

ВОПРОС ДНЯ

Какие чувства у вас вызвал пожар в Нотр-Дам-де-Пари?

Виктор ЛОГВИНОВ, почетный президент Союза московских архитекторов:

- Это утрата для культуры всего мира. Чувства самые печальные. Но оптимизм внушает то, что Французская республика сможет воссоздать те части, которые утрачены. Трудно оценить стоимость работ, но это сотни миллионов долларов.

Виктор КЛИМКИН, специалист противопожарной обороны:

- Это большое несчастье. Их службы пожаротушения действовали, насколько могу судить, профессионально. То, что не сбрасывали воду с вертолетов, это оправданно. Не факт, что стены не рухнули бы при мощных потоках воды и резких перепадах температуры.

Елена ЧУДИНОВА, автор книги «Мечеть Парижской Богоматери»:

- Почему все говорят о символизме этого пожара? Это трагедия. Колоссальный удар по европейскому культурному коду. Выслушав мнение экспертов, мы должны сделать вывод, можно ли доверять официальной версии. Приоритетом должно быть понимание, теракт это или нет. Понятно, что из трех версий выберут одну довольно быстро. Специалисты в данной сфере говорили, что для такого сильного возгорания дерева там было маловато…

Павел БАСИНСКИЙ, писатель, критик, автор Тотального диктанта-2019:

- Горечь. Это сердце Парижа. Этот пожар подчеркнул бренность всего земного. Не скажу, что архитектурно Нотр-Дам мне нравится: он подавляет, он тяжелый и несколько вычурный. Но это тот случай, когда уже не важно, красив он или нет.

Сергей ФЕДОРОВ, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН:

- У меня лично это вызвало чувство утраты святыни, мирового памятника архитектуры и культуры. Нотр-Дам можно сравнить с нашим собором Василия Блаженного.

Андрей МАКАРЕВИЧ, лидер «Машины времени»:

- Особо не переживаю - восстановят. Что, впервые, что ли? У нас вон Манеж отстроили с нуля. Никто и не знает, что он горел. И бомбили, и горело, но восстановят!