2019-11-21T17:31:42+03:00

Мы создаем движение

На наши вопросы отвечает ректор Российского университета транспорта (МИИТ) Александр Климов
Сергей ЛЬВОВ
Ректор Российского университета транспорта (МИИТ) Александр Алексеевич КлимовРектор Российского университета транспорта (МИИТ) Александр Алексеевич Климов
Изменить размер текста:

– Что представляет собой университет сегодня?

– Около 30 тысяч студентов, ежегодно примерно столько же слушателей программ дополнительного профобразования, 250 основных образовательных программ. Годовой доход от проведения прикладных научных исследований приближается к миллиарду рублей.

Сегодняшняя научная когорта университета – достойные продолжатели дел славных предшественников. В университете действуют 24 научные школы, более ста кафедр, 8 диссертационных советов. При этом заведующие и профессора профильных кафедр, постоянные лекторы – ведущие ученые в области транспорта и транспортного строительства.

Направления научной деятельности разнообразны: транспорт и транспортное строительство, логистика, цифровые технологии, экономика транспорта, интеллектуальные системы, высокоскоростное движение, транспортная безопасность и многое другое.

Транспортные технологии быстро меняются. Поэтому необходима разработка новых образовательных стандартов и программ, позволяющих готовить специалистов для рабочих мест, которые еще вчера не существовали. Мы работаем в единой команде Минтранса России. Мы – единственный общетранспортный вуз в стране, и на нас возложена задача координации программ развития всей отрасли транспортного образования.

– Мир стремительно движется к «умным» дорогам и беспилотному транспорту. Насколько вы в тренде?

– Цифровые технологии, формирование мультимодальных транспортных систем и глобальных транспортных коридоров формулируют новые вызовы, к которым мы должны готовить выпускников. У университета сложились долгосрочные отношения в части практической подготовки с российскими и зарубежными транспортными компаниями. Широкие возможности и в плане студенческих обменов – можно пройти стажировку или обучение в Австрии, Германии, Франции, Испании, Финляндии, Китае. Действует ряд программ двойных дипломов.

В соответствии с поручением президента Российской Федерации разрабатывается проект создания на нашей базе многофункционального технологического кластера «Образцово». Он станет флагманской площадкой для кадрового развития отрасли и внедрения инноваций на транспорте. Планируется, что уже в 2024 году первые студенты приступят к обучению на этой площадке.

– Каких выпускников школ ждет РУТ?

– Мы должны готовить успешных людей для успешной страны. Люди становятся мобильнее – коммуникационные компетенции, навыки организации и управления, способность к самообучению, техники планирования групповой работы… Мы ждем разных выпускников. Традиционно наши абитуриенты ориентируются на инженерное образование. Но у отрасли большая потребность и в специалистах экономического, юридического, гуманитарного профилей. У нас ведется подготовка и по таким направлениям.

– Ежегодно по целевым заказам предприятий РУТ выпускает более 500 инженеров. Не маловато ли для самой большой страны мира?

– По количеству транспортные вузы сегодня в полном объеме обеспечивают кадровые потребности компаний. Важно не только, сколько у вуза выпускников. Важно то, что они умеют делать. Крупнейший потребитель целевого обучения – Российские железные дороги. Мы взаимодействуем с компанией в части подготовки инженерных кадров. Формируем необходимые ей компетенции. Ведем дополнительное обучение под требования компании.

Ежегодно РУТ (МИИТ) заканчивает свыше 5 тысяч студентов. Среди целевиков процент трудоустройства по специальности составляет 98,5 процента.

Филипп Емельянович Максименко — первый «ректор» будущего РУТ (МИИТ), а тогда, в 1852 году, он вступил в должность директора Московского инженерного училища Ведомства путей сообщения

Филипп Емельянович Максименко — первый «ректор» будущего РУТ (МИИТ), а тогда, в 1852 году, он вступил в должность директора Московского инженерного училища Ведомства путей сообщения

– Какие новые специальности появятся для абитуриентов?

– Более года назад наш университет в соответствии с отдельным Указом президента Российской Федерации получил возможность вести подготовку специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов по собственным стандартам. С сентября 2019 года такая подготовка ведется по всем направлениям и специальностям. Поэтому есть дополнительные возможности формирования необходимых заказчикам компетенций.

В этом году мы открываем несколько новых направлений. С коллегами из ОАО «РЖД» запустили магистерскую программу подготовки специалистов по формированию комфортной среды для пассажиров железных дорог.

С этого года возобновляем подготовку кадров, способных строить и поддерживать в работоспособном состоянии гидротехнические сооружения, лицензируем направления, связанные с речным флотом, – как в береговой части, так и специальности, связанные с подготовкой судоводителей. Максимально расширяем все линейки наших образовательных продуктов.

Следующее важное направление – подготовка специалистов, умеющих с помощью BIM–технологий разрабатывать элементы транспортной инфраструктуры. Очень интересное дело. Прежде чем что–то построить – разрабатывается «цифровой двойник» объекта.

Будем наращивать подготовку специалистов в области высокоскоростного железнодорожного движения с учетом приоритетов развития РЖД.

В вузе идет серьезная работа по наращиванию компетенций в части автодорожного строительства. Мы недавно создали новый научно–образовательный центр – будем накапливать и аккумулировать все те технологии, которые должны использоваться при строительстве федеральных и региональных автодорог, чтобы повысить их долговечность и безопасность, снизить расходы на строительство и эксплуатацию. Перед центром поставлена задача разработки и запуска новых образовательных программ.

Ученые и выпускники Российского университета транспорта были руководителями и главными участниками судьбоносных для России проектов: строительства и эксплуатации Транссибирской и Байкало–Амурской магистралей, электрификации железных дорог, разработки плана ГОЭЛРО, строительства космодрома Байконур, Днепрогэса, канала Москва – Волга, метрополитенов, крупнейших и красивейших мостов через великие реки… При участии ученых университета по поверхности спутника Земли прошел «Луноход». Разработки ученых университета используются сегодня при реализации национальных проектов в сфере транспорта. За более чем вековую историю из этих стен выпущено более 300 тысяч специалистов. И сегодня многие ключевые инженерные и управленческие позиции в ведущих транспортных компаниях занимают наши выпускники.

– Основная масса ваших выпускников – будущие железнодорожники. Но почему слово «железнодорожный» никогда не фигурировало в аббревиатурах вашего учебного заведения?

– Университет всю историю был и планирует оставаться ведущим научно–образовательным центром подготовки специалистов для железнодорожного транспорта. Более ста лет назад он работал как общетранспортный – готовил специалистов для железнодорожного, автомобильного, водного видов транспорта. В 30–х годах произошла реформа высшего образования, направленная на специализацию образовательных организаций. Сегодня возвращаемся к истокам.

– Как бы вы сформулировали девиз (слоган) РУТ (МИИТ)? «За нами все, что движется»? «В движении – жизнь»? «У нас только три проблемы – силы трения, притяжения и инерции»?

– А у наших студентов уже есть такой девиз – «Мы создаем движение»! Мир сегодня не стоит на месте. Дальше, выше, быстрее. Это то, что современный человек хочет от системы транспорта. И наши студенты должны быть готовы жить и работать в такой логике.

.

.

Еще больше материалов по теме: «Транспортная неделя - 2019»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также