Звезды

Шоу фриков Жана-Поля Готье: В 200 костюмах и откровенных танцах – о смерти и любви

В Петербурге проходят премьерные спектакли знаменитого кутюрье, который покидает высокую моду
Мораль спектакля такова: в одежде или без нее, все люди одинаковы – и все уникальны.

Мораль спектакля такова: в одежде или без нее, все люди одинаковы – и все уникальны.

Фото: Олег ЗОЛОТО

17 января 67-летний французский кутюрье Жан-Поль Готье официально объявил, что покидает высокую моду. 22 января он провел свой последний показ в Париже. А уже 31 числа он привез в Россию свое Fashion Freak Show. Гастроли в России открылись в Петербурге в большом концертном зале «Октябрьский». В городе на Неве дадут три спектакля, еще один пройдет 6 февраля в Москве.

ЛИКБЕЗ

Fashion Freak Show – кипучая смесь, не поддающаяся конкретному определению. Это похоже на модный показ, вернее, на целую серию показов: на сцене воплотили и цитаты из реальных дефиле, и фантазийные образы, созданные Готье специально к этому шоу. Всего задействовали более 200 костюмов.

Яркие сцены сменяют одна другую.

Яркие сцены сменяют одна другую.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Это похоже на мюзикл, потому что здесь танцуют и поют. Это похоже на кино, ведь видеоряд – активный участник действа. Это похоже и на комедийный стендап, артистами которого становятся модели. Сами организаторы называют Fashion Freak Show спектаклем.

Спектакль похож на мюзикл, потому что здесь танцуют и поют.

Спектакль похож на мюзикл, потому что здесь танцуют и поют.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Впервые шоу Готье показали в сентябре 2018 года в парижском кабаре «Фоли-Бержер».

– Это будет абсолютно то же шоу, но я добавил несколько моделей из коллекции в стиле конструктивизма, – рассказал кутюрье накануне премьеры в России. – Был 1986 год, мы изучали книги о конструктивистах. До этого я только несколько плакатов видел, но мне так понравилась цветовая гамма, что я сказал – вот оно! Я просто бредил этим: рисовал много букв кириллицей, старался придать им графику в стиле конструктивизма, вдохновлялся цветом. Я сделал полную мужскую и женскую коллекции в этом стиле.

Fashion Freak Show – кипучая смесь, не поддающаяся конкретному определению.

Fashion Freak Show – кипучая смесь, не поддающаяся конкретному определению.

Фото: Олег ЗОЛОТО

«Русская» конструктивистская коллекция Готье навсегда вошла в историю моды – да и обиход далеких от моды людей – особой деталью: именно в ней впервые появились надписи на эластичных резинках. Сейчас многие бренды наносят свои названия на резинки нижнего белья и верхней одежды.

КАК ЭТО БЫЛО

«Комсомолка» не могла пропустить первое шоу Готье в России и направилась в БКЗ «Октябрьский». Зал заполнился практически полностью. В числе зрителей – цвет петербургской моды, шоу-бизнеса и искусства. А вот, кстати, в середине партера ядом с проходом, скромно сидит и сам мастер, из-под пиджака которого виднеется фирменная тельняшка.

Главная музыкальная композиция звучит на французском, но и без перевода понятно: «фрик» = «шик». В понимании Готье, фрики – это люди, которые отличаются от окружающих и не боятся этого.

Весь спектакль – эдакая биография модельера, переданная крупными мазками.

Весь спектакль – эдакая биография модельера, переданная крупными мазками.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Первая сцена отправляет нас на 60 лет назад, в мечты семилетнего Жана-Поля. Мальчик в роли хирурга в окружении сексуальных медсестер оперирует своего плюшевого мишку и создает первого в мире мишку-трансгендера. Не всем известно, но остроконечный бюстгальтер Готье придумал для своей любимой игрушки, а не для Мадонны.

В понимании Готье, фрики – это люди, которые отличаются от окружающих и не боятся этого.

В понимании Готье, фрики – это люди, которые отличаются от окружающих и не боятся этого.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Открывает спектакль тот самый мишка. Игрушка обещает зрителям путешествие внутрь Жана-Поля, причем не только в живот или сердце, но и в душу. Весь спектакль – эдакая биография модельера, переданная крупными мазками, самыми яркими событиями его жизни.

Жозефина Бейкер появляется на сцене в одной лишь банановой юбочке.

Жозефина Бейкер появляется на сцене в одной лишь банановой юбочке.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Детство. В нем – корсет, который обещает: «Будешь дышать, когда влюбишься». Здесь же – знаменитое кабаре «Фоли-Бержер» с Жозефиной Бейкер в одной лишь банановой юбочке. Рядом – один из любимых фильмов Готье, «Человек из «Фоли-Бержер», герои которого вдруг пускаются в рассуждения: а получится ли из Жана-Поля толковый модельер? Неизменный образ детства – да и всей жизни – мама кутурье. Зрителя все глубже затягивают в фантазию Готье и даже в прямом смысле гипнотизируют: участницы шоу дефилируют по сцене в костюмах-спиралях Эриксона.

Зрителя все глубже затягивают в фантазию Готье и даже в прямом смысле гипнотизируют.

Зрителя все глубже затягивают в фантазию Готье и даже в прямом смысле гипнотизируют.

Фото: Предоставлено организаторами

Молодость. Любовь, Френсис Менюж. Он на много лет станет парой и бизнес-партнером модельера. Оба буквально оказываются в одной тельняшке. А вот и первый суматошный показ, когда на подиум выходят манекенщицы, забывшие свои наряды на вешалках. Затем следует первая неоднозначная реакция модного сообщества, которое символизирует неприятная дамочка из «модной полиции».

Готье и Френсис Менюж буквально оказываются в одной тельняшке.

Готье и Френсис Менюж буквально оказываются в одной тельняшке.

Фото: Предоставлено организаторами

Показы в Великобритании. Атмосферу Англии 80-х передает сцена, в которой Готье вместе с другом безудержно веселятся в клубе и предаются плотским утехам. Карьера идет в гору, Готье создает образы для звезд эстрады. Они воочию предстают перед зрителем и исполняют свои хиты.

Звезды, работающие с Готье, воочию предстают перед зрителем и исполняют свои хиты.

Звезды, работающие с Готье, воочию предстают перед зрителем и исполняют свои хиты.

Фото: Предоставлено организаторами

Вдруг музыка обрывается, остается лишь стук сердца. Это пульс Френсиса, который оказывается в больнице со СПИДом. Он борется за жизнь, но погибает... Жан-Поль оказывается в огромной тельняшке один и развертывает кампанию по борьбе со СПИДом.

Нашумевший модный показ для мужчин. В трактовке шоу, дефиле заканчивается эротическим танцем женщины, снимающей с себя мужской костюм: «в каждом мужчине есть женское».

Корсет обещает: «Будешь дышать, когда влюбишься».

Корсет обещает: «Будешь дышать, когда влюбишься».

Фото: Олег ЗОЛОТО

Наконец, новое время – время пластической хирургии, когда тело человека фактически превратилось в одежду, которую в любой момент можно перекроить. Героиня сцены, множество раз перебинтованная, выбирает в магазине частей тела, чтобы бы еще себе пришить или «надуть». Но после дефиле фантазийных – и страшных – существ останавливается на «милых стариковских морщинках».

Героиня, множество раз перебинтованная, оказывается в магазине частей тела.

Героиня, множество раз перебинтованная, оказывается в магазине частей тела.

Фото: Предоставлено организаторами

Финал. Манекенщицы и манекенщики снимают с себя наряды и остаются в одном белье. Все одинаковые – и все уникальные.

– Спасибо родителям, которые показали мне, что красота имеет множество проявлений, – подытоживает со сцены сам Готье. – И что главное не бояться быть собой.

Зал аплодирует стоя.

По мнению создателей шоу, «публика, которая идет на этот спектакль, по большей части, состоит из фриков».

По мнению создателей шоу, «публика, которая идет на этот спектакль, по большей части, состоит из фриков».

Фото: Олег ЗОЛОТО

ДОСЛОВНО:

Рафаэль СЬОФФИ, автор либретто:

– Прежде всего, это спектакль о моде. Есть спектакли, где танцуют и поют, но без моды. А у нас ее очень много. Это спектакль-фрик: он действительно странный, в нем звучат оригинальные музыкальные композиции необычных артистов, на которые накладывается удивительная хореография Марион Мотин (хореограф Мадонны. – Прим. ред.). Публика, которая идет на этот спектакль, по большей части, тоже состоит из фриков. Жан-Поль считает фриком себя и фриками – всех окружающих. Фрики – это люди, которые чем-то отличаются от остальных.

Тьерри СЮК, продюсер:

– Надеемся, что после представлений в Лондоне и Италии российская публика встретит спектакль с большим чувством, иногда даже со слезами на глазах. Россия станет последней страной, где будет показана французская версия шоу. Возможно, когда-нибудь мы вернемся к вам с международной версией.