2016-08-24T02:36:01+03:00

Юрий Любимов - в одном из последних интервью «КП»: Я едва не убил Пастернака шпагой

На 98-м году ушел из жизни человек-эпоха [видео]
Поделиться:
Комментарии: comments17
Юрий Любимов - в одном из последних интервью «Комсомолке»: Я едва не заколол шпагой ПастернакаЮрий Любимов - в одном из последних интервью «Комсомолке»: Я едва не заколол шпагой ПастернакаФото: Иван ВИСЛОВ
Изменить размер текста:

Эта беседа состоялась в ноябре 2013 года. Юрий Петрович как раз выписался из больницы - проходил очередное обследование из-за проблем с сердцем. Перед вами - неопубликованные фрагменты интервью.

Дух мой будет витать!

- Я еще чувствую в себе силы творить, - признавался Любимов – Врачи говорят, проблемы с сердцем. Но считаю: если сердце такое реагирующее, то это хорошо для творческого человека.

Иногда думаю о себе, глядя со стороны. У меня много паспортов – даны за вклад в культуру, не только российскую. Я никогда не шакалил, не выпрашивал, а трудился. Могу завесить своими наградами всю грудь до колен всякими орденами от японского Ордена «Восходящего солнца».

До сих пор обидно, что созданным мною Театром на Таганке руководят теперь другие люди. Эта обида притупилась со временем, но не прошла. Но все же сердце мое осталось с «Таганкой». Возможно, театр еще будет носить мое имя, когда-нибудь после моей смерти. Могли бы сделать мой кабинет в Театре историческим. Хотя бы потому, что там столько надписей великих людей: Абадо, Куросава, Параджанов, Фидель Кастро, Гагарин, Артур Миллер - всех не упомнишь.

Кинорежиссер Сергей Юткевич оставил на стене надпись: «Не зря мы плясали с тобой восемь лет в органах». Я же мальчишкой выступал в Ансамбле песни и пляски НКВД, созданном Берией. А некоторое время назад сам Владимир Владимирович Путин, когда пришел в мой кабинет, обратил внимание на эту запись и оставил свою. Все это – история…

Надеялся — откроют музей в кабинете к юбилею. Увы. Все же уверен, когда-нибудь будет там мемориальная зона. Только вот, возможно, не доживу. Но дух там мой будет витать!

Как Молотов сравнил Ленина с Иисусом

- Вы в детстве были на похоронах Ленина, обедали со Сталиным. С министром культуры Фурцевой дружили...

- Мы много общались. Она приходила в театр на спектакли, что-то нравилось, что-то критиковала. К столетию Ленина предложила сделать праздничный концерт в Кремле. Я не горел желанием, но понял, что надо. Придумали с театральным художником оригинально: на сцене не должно быть кулис. Композитор Рихтер играл бы симфонию, и его на подъемнике бы поднимали. Клоун Карандаш выезжал бы на осле… Но с Фурцева задумку не пропустила: мол, еще подумают что на занавес денег не хватило. Поручила делать мероприятие другим людям. Хотя Фурцева могла в чем-то не соглашаться со мной, а потом вдруг позвонить в 12 ночи и сказать: «Хорошо, пусть будет по-вашему!».

Рекомендовали нам к 100-летию Ленина в театре поставить спектакль. Однажды Молотов заехал, поинтересовался: как «ленинский» спектакль назовете? Ответили: «На все вопросы отвечает Ленин…». - «На все вопросы даже Иисус Христос не может ответить!» - не одобрил Молотов.

С Горбачевым была история. Спросил он как-то у директора театра: нет ли у вас артиста со знанием английского языка - прикрепил бы к Раисе Максимовне в загранпоездке, чтобы представлял ее на встречах. Посоветовали ему молодого актера Колю Губенко. И тот съездил за границу, сопровождал на встречах Раису Максимовну. И... вскоре стал министром культуры СССР.

Идеальная вода для колодца Капицы

- Я знал таких великих людей, как Борис Пастернак, - рассказывал «КП» Юрий Любимов. - Познакомились смешно. Я, молодой актер, играл Ромео в спектакле театра Вахтангова «Ромео и Джульетта». В сцене поединка кусочек моей шпаги отлетел в зал и вонзился в ручку кресла, где сидел Пастернак. После спектакля он пришел ко мне с этим кусочком: «А вы меня чуть не убили»…

Семья Капицы всегда меня поддерживала. Когда писали против меня письмо с осуждением от имени интеллигенции, Капица отказался ставить подпись. Петр Леонидович приходил на спектакли Высоцкого и просил меня привести к нему Володю. Володя им пел. Потом они с Высоцким так подружились, что Капица выделил ему комнату в своем доме. Володя у него жил и даже колодец помогал рыть. Петр Леонидович говорил, в нем идеальная вода…

Имел счастье быть знакомым с Игорем Моисеевым, нашим знаменитым танцором.

Все думаю над такой странностью: у нас приличная культура, почему же ее так разоряли, убивали, растаптывали?! Возьмите список поэтов, композиторов, режиссеров. Что делали с Мейерхольдом! С Вахтанговым не успели... Помнится, когда умер Вахтангов, на сцену театра прямо во время спектакля «Летучая мышь» вышел конферансье и объявил: «Несколько минут назад скончался великий режиссер Вахтангов». Из зала крикнули: «Ничего. Заменим!» - «Как жаль, что вы его не заменили несколько минут назад», - парировал конферансье.

Владимир Высоцкий и Юрий Любимов в кабинете режиссера, где оставили автографы десятки знаменитостей. Фото: RUSSIAN LOOK

Владимир Высоцкий и Юрий Любимов в кабинете режиссера, где оставили автографы десятки знаменитостей.Фото: RUSSIAN LOOK

ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ

Из-за Высоцкого разразился скандал

- Признаюсь, это я уговорил Любимова принять в труппу молодого Володю Высоцкого, - рассказал «КП» экс-директор Театра на Таганке 93-летний Николай ДУПАК. – Его попросила посмотреть актриса Тая Додина: мол, талантливый парень, но все не везет. Высоцкий пришел с гитарой. Прочитал отрывок. Любимов его спрашивает, зачем с инструментом пришли? Высоцкий спел. Любимов раздумывал. Когда мы шли с ним по коридору, сказал: «Слушай, зачем нам еще один алкаш?!». Но все ж Высоцкого принял. Однажды Володя отпросился у меня на три дня выступить в Магадане. Мол, Влади понравился кулончик золотой, хочу ей подарить, денег заработать. Я по-тихому отпустил его, заменив его в роли артистом Лебедевым. Любимов устроил разнос. Оказалось, он пригласил великого Жана Вилара на Высоцкого, а вместо него другой артист играет! Но на этом неприятности не закончились. Тогда в одной газете написали, что приехал в Магадан из Москвы артист Театра на Таганке, дал несколько встреч, устроил шефские концерты, на которых пел антисоветчину. Разразился нешуточный скандал... У нас с Любимовым случались конфликты в первую очередь из-за того, что я хлопотал для артистов, выбивал им квартиры, машины. А он говорил: «Вы их разбаловали! Артист должен быть голодный!»

Надписи в подъезде выдал за настенную живопись

- После ужина у старых друзей Любимова мы с женой везем его домой, - вспоминает актер Вениамин СМЕХОВ. - Подъехали к его дому на улице Качалова. Во дворе - неубранные баки мусора, в узком проходе между домами – разбитые бутылки. Юрий Петрович не обращает ни на что внимания, он занят разговорами о сцене. Расстаемся в парадном. Под ногами – окурки и пакеты из-под молока. Едкий коктейль из запахов гастрономии, кошек, мышей и бесприютных пьяниц… На стенах дома – живопись бесхозного образа жизни. Юрий Петрович показывает на стенку и говорит: «Я сюда японцев привел – они обалдели, что так можно жить. Но я им объяснил, что это настенная живопись, видите – копия «Квадрата» Малевича? Даже еще лучше!».

В марте 1990 года мы ехали с ним вдвоем в купе поезда Москва-Хельсинки. Я увидел, что Любимов, не обнаружив наволочки, улегся, подложив кулак под голову. И очень был признателен мне, когда я попросил проводника принести наволочку. Когда я спросил, почему же он сам не сказал проводнику, был ответ: «А я как-то привык с войны… по-солдатски»

СПРАВКА «КП»

Родился 30 сентября 1917 года в Ярославле. Отец был купцом, мать учительницей. После переезда в Москву родители Юрия были арестованы.

Закончил Щукинское училище, во время войны в составе Ансамбля песни и пляски НКВД выступал на фронте.

В 1963 году силами студентов поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана», исполнители которого составили ядро легендарной труппы Театра на Таганке.

В 1984 году был лишен гражданства СССР - после публикации в «Times» интервью, в котором режиссер раскритиковал культурную политику в стране. Работал в США, Израиле, Англии, Франции, Италии, Канаде, Германии и других странах. Ставил как драматические, так и оперные спектакли. В том числе - в Коверт-Гардене, Ла Скала и Гранд-Опера. Советское гражданство Любимову вернули в 1989-м.

В 2011 году после конфликта с труппой из-за контрактной системы ушел с поста руководителя Театра на Таганке. После поставил «Бесов» в театре Вахтангова и оперу «Князь Игорь» в Большом театре.

Жена - венгерская журналистка и переводчица Каталин Кунц (1946 года рождения), сыну Петру 35 лет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Владимир Высоцкий желал Юрию Любимову прожить 100 лет

Июнь 1972-го. Ленинград. Гастроли знаменитой Таганки во Дворце культуры «Первой пятилетки». Я, большой фанат Высоцкого, приехал туда днем в надежде увидеть кумира хотя бы после репетиции. Билет на спектакль простому студенту было не достать. И я увидел его. Выходящим через служебный вход ДК вместе с Юрием Любимовым. Что это Любимов, догадался позже. В лицо-то режиссера не знал, в отличие от своего кумира. Они спорили. Сильно. Высоцкий, как я понял, хотел дать концерты в Питере. Любимов ему не разрешал. Мол, нельзя. «Все равно я буду петь!» - бросил в сердцах Высоцкий. И они разошлись. Тут-то я и подскочил к Владимиру Семеновичу, протянул листок для автографа и строчки из самой любимой его песни. «Парус, порвали парус!» -написал он и поставил размашистую подпись . Я был на седьмом небе от счастья. А вот Любимов не понравился. Как он мог запретить Высоцкому петь?! Кстати, Владимир Семенович все же дал тогда концерт. Нелегальный. Под Ленинградом. На берегу лесного озера. Куда его вывез писатель Юрий Андреев, многолетний руководитель питерского клуба любителей бардовской песни «Восток». Андреев и дал мне потом те записи (читайте далее)

Умер режиссер Юрий Любимов.Врачи делали все возможное, чтобы поставить его на ноги, но болезнь оказалась сильнееРуслан РАХМАНГУЛОВ

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Юрий Любимов: досье KP.RU»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также