Премия Рунета-2020
Пермь
+6°
Boom metrics
Звезды25 января 2013 9:30

Учитель Владимира Высоцкого: «Почерк, скажу вам, у него был ужасный, но задачки по математике он щелкал как орешки»

В Пермском крае живет учитель известного поэта, которому сегодня исполнилось бы 75 лет.

Сегодня, 25 января, у жителя села Беляевка Оханского района Якова Ивановича Кутюхина – особый праздник. Его знаменитому ученику, Владимиру Высоцкому, сегодня исполнилось бы 75 лет. Невеселый, конечно, праздник, потому что Высоцкого уже нет в живых. Это для других он – известный поэт и кумир, для Якова Ивановича Высоцкий - мальчишка-сорванец из его любимого 3-го «А».

Яков Иванович после войны (он был танкистом и дошел с нашими войсками до Берлина) на несколько лет задержался в Германии в городке Эберсвальде учителем начальных классов.

Мальчишки и девчонки как заколдованные ходили следом за молодым учителем-фронтовиком.

Был среди них и третьеклассник Володя Высоцкий, который с отцом – военным офицером и мачехой – жил тогда в Германии. Особенно ребята любили расспрашивать про военные подвиги своего учителя танкиста. Якову Ивановичу присвоили звание младшего лейтенанта зимой 42-го, когда ему еще не было даже 18 лет. Потом отправили в Заполярье, воевал в Польше, дошел до Берлина.

- 3 «А» - это мой самый любимый класс, - вспоминает Яков Иванович. – Положили меня в госпиталь, так ко мне ребятишки гурьбой ходили, хотя путь от школы до здания госпиталя был неблизкий. А как-то я опоздал на занятия в школу, а за это очень строго тогда наказывали – в течение полугода лишали 20-процентов заработной платы, подхожу к классу – тишина. Странно, думаю, обычно на переменках – всегда такой гвалт стоит, что уши глохнут. Захожу, а весь класс на месте, сидят втихушку, чтобы никто из руководства школы не догадался о моем опоздании, чтобы меня не наказали. Вот такой у меня класс был.

Володя Высоцкий, по словам учителя, «был чистенький, аккуратненький мальчик», но задира и сорванец.

- Почерк, скажу вам, у него был ужасный! – смеется Яков Иванович. – Мы с ним каждую буковку отдельно выводили, и я почти каждую букву у него исправлял. Даже на родительском собрании как-то разбирали его небрежный почерк. Мне уже после его смерти привезли копии его писем маме, которые он писал из Германии. Так там он старается, почерк каллиграфический. Я бы за почерк в этих письмах ему «пять с плюсом» поставил. А по математике задачки он, как орешки, щелкал!

Было чему учиться молодому учителю и от своих маленьких учеников. Один раз они ему преподали урок на всю жизнь.

- В сентябре дело было. Мне уже дали новый класс. А ко мне все бегали мои бывшие третьеклассники: то на урок, то на перемену, так и виснут на мне. Один раз прибежали, а у меня на открытом уроке комиссия должна была сидеть, я стулья расставлял, картины надо было приготовить, а они дурачатся. Я им: ребят, мне некогда, я занят, мне надо успеть… Они не понимают. Ну и я в сердцах брякнул: «Да отвяжитесь вы уже от меня!» Молодой был… После этого, их как ушатом холодной воды облили, ни разу больше ко мне не приходили.

После Германии Яков Иванович вернулся в родное Прикамье, больше тридцати лет проработал в сельской школе учителем.

Яков Иванович Кутюхин.

Яков Иванович Кутюхин.

- Ни разу после этого я слова плохого не сказал своим ученикам, ни разу не прикрикнул на них. Запомнил я урок, которым мне дали мои любимые третьеклашки, на всю жизнь, - говорит ветеран. – Надеюсь, и я смог их чему-то хорошему научить.

Яков Иванович и его знаменитый ученик – оба январские. 16 января ветерану исполнилось 89 лет.

О том, что известный поэт и есть тот самый третьеклашка Вова Высоцкий, его учитель узнал уже после смерти поэта.

- Купил журнал «Кругозор» в году, дайте вспомнить – 85-ом, а он весь Высоцкому посвящен. Смотрю – а там детские фотографии. Я обомлел! Да я был просто в шоке! Когда увидел маленького Вову в форме, в которой он ходил в Германии. Это же мой ученик! Достал фотографии моих любимых третьеклассников – точно он! А я думал просто однофамилец и даже не догадывался, что это тот самый Владимир Высоцкий. А как догадаться-то, у меня ведь в классе даже Эльдар Рязанов учился, однофамилец режиссера.

О том, что его ученик - тот самый Высоцкий, Яков Иванович узнал уже после смерти поэта.

О том, что его ученик - тот самый Высоцкий, Яков Иванович узнал уже после смерти поэта.

Уже после смерти Высоцкого Яков Иванович выслал фотокарточку с классом его родителям.

- Мне его отец, а мы с ним знакомы, ведь он приходил на родительские собрания в школу в Германии, говорит: «Яков Иванович! Дорогой! Заходите в гости, как будете в Москве! Я приезжал в Москву когда, на парад Победы, звонил Семену Владимировичу, а он, оказывается, в Чехословакии отдыхает. Так потом встретиться и не получилось.

Юбилей своего ученика Яков Иванович будет справлять один. Уже полтора года как не стало его любимой Михайловны: умерла его Катенька.

- Семья у меня большая, четверо детей. Но живу я один. Дочка, уже сама пенсионерка, недалеко от меня живет, может, придет. Выпью сто грамм за своего ученика, как положено, - говорит ветеран. – Сижу вот, к юбилею много фильмов и передач про него показывают. Буду целый день у телевизора пересматривать их и слушать его песни.

>> Марина Влади в Перми

«Я ТАКАЯ ЖЕ РУССКАЯ БАБА»

В Перми Владимир Высоцкий никогда не был, но в 2012-ом году в наш город приезжала с гастролями его вдова Марина Влади. Это было как раз тогда, когда в прокат вышла картина сына Высоцкого – Никиты «Спасибо, что живой».

Марина Влади в Перми.

Марина Влади в Перми.

Фото: Ирина МОЛОКОТИНА

В Советском Союзе женщины считали, что она украла у них кумира. Марина Влади думает, что фильм "Спасибо, что живой" украл у неё того Высоцкого, которого она любит.

– Марина Владимировна, как относитесь к тому, что два раза в год, как правило, в день рождения и на дату его смерти, российские актёры и певцы собираются и исполняют песни Высоцкого?

– Очень рада, что люди его помнят. Я помню, как в Таганке каждый год был спектакль, посвящённый ему. Это очень трогательно. Конечно, во Франции такого нет. Там его знают, однако не так, как в России. Но тоже любят. Его голос довольно часто звучит по радио. Я плохо сплю и по ночам слушаю радио. Так вот иногда слышу голос Володи. Так неожиданно и приятно. Словно привет из далёкого прошлого…

"НАША ИДЕАЛЬНАЯ ПАРА – УЖЕ ДАВНО МИФ"

– Женщины Советского Союза считали, что вы у них украли кумира… И до сих пор не могут вам этого простить…

– О, нет, это не так! Что касается любви, то наша идеальная пара – уже давно миф. Нас воспринимают как сиамских близнецов каких-то! На самом же деле не были мы никогда идеальной парой. Все было и страшнее, и прекраснее.

– Когда вы в интервью говорите, что Высоцкий был самой большой вашей страстью, ваши мужчины не обижались – не обижаются?

– Мужики? Конечно, нет. Они все обожают Высоцкого! Все мои мужья обожают Высоцкого, это точно, правда. И первый муж, и второй, и последний, который, к сожалению, умер.

– Вы – дикарка по роли, Высоцкий – дикарь, бунтарь по натуре. Тяжело, наверное, быть вместе таким двум ярким личностям?

– О, нет, нисколько!

– Все песни, которые вы поёте у Высоцкого, в какой-то мере трагичны. Все они о непростой женской судьбе русских женщин. "Я несла свою беду", "Так дымно…", "Марьюшка"…

– Они и про меня тоже, про мои ощущения. Я их пою. Он же их специально для меня писал.

– А вы сами, помимо спектакля, где-то ещё исполняете его песни?

– Нет, нигде. А кому это нужно? И где?

– Чего в вас больше – французского или русского?

– Это вы сразу поймёте, посмотрев спектакль.

– Судя по вашей самоотверженной любви к Высоцкому, вы по духу всё-таки совсем русская, в отличие от прагматичных европеек. Сколько раз вы бросали всё – спектакли, съёмки, детей – и летели из другой страны, чтобы в очередной раз вытащить его из пропасти – тридцать, сорок?

(Грустно улыбается. ) – Семьдесят. Да, самоотверженность мне свойственна, как всем русским бабам. Сейчас я так же, по первому зову, бегу на помощь к своим "маленьким" сыновьям – старшему из которых 56, а младшему – 48.

"НЕ ХОЧУ ГОВОРИТЬ ПРО ЭТОТ ФИЛЬМ"

– Почему вы так резко оценили фильм, снятый сыном Высоцкого Никитой "Спасибо, что живой"?

– Я не говорю про это. Про этот говённый фильм. Он мне не понравился абсолютно! Я плюю на это! Это оскорбительно и Высоцкому, и мне как его жене, чёрт побери! Я даже смотреть его не хочу!

– Но как же так: вы не видели картину, а говорите, что ужасно?

– Мне хватило отрывков.

– Но что именно вас не устроило?

– А вы смотрели этот фильм? Вы не понимаете, почему? Вам не кажется он оскорбительным? Странно всё это. Когда показывают гениального человека как какого-то больного мужика. Алкаш и наркоман. И всё. Ничего другого про это не говорят. Не говорят о том, какой актёр он был, какой поэт он был, какой музыкант он был. Всё это не существует в фильме, только наркоман. Но он же такой артист, такой работяга! Он был замечательным человеком. Конечно, он пил. А кто его затюкал? Почему он умер в 42? Вот тема моего спектакля. ЭТИ показали чёрт-те что. Нет, это ужасно. Не будем об этом…

– Может быть, вам самой нужно снять о нём художественный фильм?

– Зачем это? Я – не киношник. Я – писатель. Поэтому я написала книгу "Владимир, или Прерванный полёт". Я не очень люблю, когда биографии великих людей показывают в художественных фильмах. Тем более что снимая "Спасибо, что живой", они ужасно себя повели. Сделать копию со смертельной маски – это просто грех. Я в отчаянии была из-за этого. Из-за этого больше всего! Я не хочу, чтобы снимали художественные фильмы про Высоцкого. Я вообще не хочу, чтобы снимали про Высоцкого. Пусть люди читают его стихи, пусть слушают его песни. Там всё есть про него. Вся его биография.

– Книга, по которой поставлен спектакль, писалась несколько десятков лет назад. Вам не хотелось бы её, переосмыслив, переписать сегодня?

– Ни слова бы не поменяла. Я бы лучше её написала, потому что сейчас я лучше пишу. Я уже написала около десятка книг, за это время я научилась писать. Но в самом содержании книги о Володе я бы ничего не изменила. Я честно и правдиво рассказала про всю нашу с ним 12-летнюю жизнь.