2016-07-11T07:57:43+03:00

56 лет со дня выпуска миллионного мотоцикла в Ижевске: эволюция техники и мотодвижения

Как развивалась наше производство, и что сейчас из себя представляет двухколесное братство города
Фото: Сергей КилинФото: Сергей Килин
Изменить размер текста:

В 1960 году 10 июля с конвейера сборочного цеха мотопроизводства в Ижевске сошел миллионный мотоцикл. Такую дату не обойти стороной, и «Комсомолка» решила посмотреть эволюцию «ижиков». Конечно, охватить весь период и рассмотреть каждую модель отдельно - практические нереально. Но самое интересное и необычное мы все-таки отметили.

С чего всё начиналось

Иж-1

Фото: ide-moto.ru

Фото: ide-moto.ru

Повествование об эволюции мотоциклов стоит начать (да и правильно это сделать) с самого первого - Иж-1. Первый прототип Иж-1 в 1929 году спроектировал инженер Петр Владимирович Можаров, который практически стал отцом-основателем марки. Иж-1 был очень проходимым мотоциклом и мог бы разгоняться до приличных скоростей. Но из-за конструкции передней подвески на скорости свыше 60 км/ч начинались сильные вибрации и колебания, что резко снижало безопасность и контроль над мотоциклом.

ТТХ:

Максимальная скорость: около 60 км/час

Сухая масса: более 300 кг

Объем двигателя: 1200 куб. см

Мощность: 24 л. с.

Следующие модели: Иж-2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12

Иж-350

Фото: www.iz-article.ru

Фото: www.iz-article.ru

В послевоенное время, в 1946 году, ижевский машиностроительный завод получил оборудование, вывезенное из Германии в счет репараций, и освоил производство мотоцикла Иж-350 - сделал копию немецкого DKW-NZ350. Было решено поставить мотоцикл на основе оружейного завода. Он представлял собой смесь разных версий немецкого собрата. И на его базе позже производили спортивные модели - Иж-350С. Мощность его возросла до 14 л.с.

ТХХ:

Максимальная скорость: 90 км/час

Сухая масса: 150 кг

Объем двигателя: 350 куб. см

Мощность: 11,5 л. с.

Следующие модели: Иж-55, Иж-49, Иж-56, Иж-58

Иж «Планета»

Фото: izh-motor.ru

Фото: izh-motor.ru

На базе мотоцикла Иж-56 в 1962 году создали его модификацию - Иж «Планета». Неподвижное седло было заменено легкосъемным, вместо штампованных щитков применили штампосварные. Всего выпущено 405 303 мотоцикла.

ТТХ:

Максимальная скорость: 100 км/ч

Сухая масса: 158 кг

Объем двигателя: 346 куб. см

Мощность: 13 л. с.

Следующие модели: Иж «Планета» - 2,3.

Иж «Планета Спорт»

Фото: bikepost.ru

Фото: bikepost.ru

В 1973 году Ижевский завод удивил советских мотоциклистов первым серийным спортивным мотоциклом Иж «Планета Спорт». Он предназначался для туристических и спортивных поездок по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. Советские мотоциклисты дали прозвища технике «Пёс» (от сокращённого Иж ПС), «спортак». Из-за непривычно высокого качества поговаривали, что «Планета Спорт» предназначался для экспорта в США. Но большую популярность он получил в Великобритании, Нидерландах и Финляндии. В настоящее время хорошо сохранившийся Иж «Планета Спорт» - большая редкость, которая ценится знатоками. В России за мотоцикл первых лет выпуска иногда просят и больше $1000.

ТТХ:

Максимальная скорость: 140 км/ч

Сухая масса: 135 кг

Объем двигателя: 340 куб. см

Мощность: 28-32 л. с.

Следующие модели: Иж «Планета - 4, 5».

Иж «Юпитер»

Фото: moto-planeta.ru

Фото: moto-planeta.ru

Иж «Юпитер» выпускали на Ижевском машиностроительном заводе с 1961 по 1966 год. Специалисты демонстрировали опытный образец новой модели на Всемирной выставке в Брюсселе уже в 1957 году. Мотоцикл сначала называли Иж-58, а затем - Иж «Юпитер». Всего было выпущено 477 747 мотоциклов. Но именно с него началась серия знаменитых «Юпитеров», которые до сих пор колесят по городу.

ТТХ:

Максимальная скорость: 110 км/ч

Сухая масса: 160 кг

Объем двигателя: 347 куб. см

Мощность: 18 л.с.

Следующие модели: Иж «Юпитер» -2, 3, 3К-01, 4,5.

ИЖ «Планета Спорт» ROTAX

Фото: vk.com

Фото: vk.com

Не забывая славу мотоцикла Иж «Планета Спорт», разработчики решили улучшить эту модель и в 1974 приступили к разработке Иж «Планета Спорт» ROTAX. Чего только стоит набор деталей: двигатель - от Rotax (такой же, как у BMW F650), тормозные скобы (Nissin), вилка (Kayaba) и колеса такие же, как на некоторых мотоциклах Suzuki. Новый ПС задуман как живучий и практичный родстер. Примерная цена - 5 тысяч долларов.

ТТХ:

Максимальная скорость: неизвестно

Сухая масса: 160 кг.

Объем двигателя: 651 куб. см

Мощность: 47 л.с.

Иж «Орион-560» (7.109)

Фото: Глеб Салмин

Фото: Глеб Салмин

В конце 80-х годов пресса обещала всем появление новейшего Иж «Ориона». «Ижмаш» на своей территории собрал лучших специалистов для подготовки новинки. Такая концентрация специалистов объяснялась тем, что вышло решение руководства отрасли о переводе производства в Ижевске на выпуск техники международного класса с объемом двигателя 500 кубических см. Для этой цели у «Ямахи» купили лицензию на производство различных уникальных деталей. Но в процессе слияния отечественных технологий и японского опыта случались проблемы. Опытную партию, собранную чуть ли не вручную, все же удалось выпустить. Однако власти стали задаваться вопросом, а кому нужен будет мотоцикл с такими проблемами? Проект забыли.

Спортивное вливание

Помимо того, что выпускались дорожные мотоциклы, в большом количестве собирали и спортивные модели, которые пользовались большой популярностью среди спортсменов: Иж-50, Иж-60М, Иж-Ш12, Иж-К12 и др. Последнюю модель делали специально для участия сборной команды СССР в чемпионате Европы и в 44-х международных соревнованиях в 1969 году.

Разработки с нулевых

Иж 6.113-05 «Юнкер»

Фото: moto-russ.ru

Фото: moto-russ.ru

До 2000 года разрабатывали совершенно новую модель «ижика» в стиле чоппер (мотоцикл с удлинёнными рамой и передней вилкой). Отличался он именно дизайном, не присущим для наших мотоциклов. На рынке он появился с 2001 года в количестве не менее трех тысяч штук.

ТТХ:

Максимальная скорость: 115 км/ч

Сухая масса: 185 кг

Объем двигателя: 347,6 куб. см

Мощность: 18 л.с.

Иж 2.673 «Корнет»

Фото: moto-russ.ru

Фото: moto-russ.ru

Легкий и недорогой миникруизер создан для энергичных людей, предпочитающих комфорт, безопасность, экономичность и современный дизайн: высокий руль, вынесенные вперед подножки, передний и задний дисковые тормоза, хромированные детали, превосходно сочетающиеся с пластиковой облицовкой. Малые габариты, маневренность, мягкие подвески – все для удобства. Не требует водительского удостоверения и регистрации в ГИБДД.

ТТХ:

Максимальная скорость: 50 км/ч

Сухая масса: 112 кг

Объем двигателя: 49,6 куб. см

Мощность: 2,21 л.с.

Иж Springbok

Фото: photo.qip.ru

Фото: photo.qip.ru

Мотоцикл Иж 6.902 Springbok был выпущен в 1997 году на базе уже снятого с производства спортивного мотоцикла типа эндуро Иж-М16. Эта модель внешне очень привлекательна: японская передняя вилка, задние амортизаторы с подкачкой, дисковый передний тормоз, выхлопная труба причудливо огибает мотор и переходит в глушитель. Мотоцикл IZH Springbok двойного назначения – это значит, что на нем одинаково комфортно ездить по дорогам общего пользования и преодолевать бездорожье. Кстати, его удалось выпустить только около 200 штук. И то, большая часть из них экспортировалась в Африку.

ТТХ:

Максимальная скорость: 130 км/ч

Сухая масса: 160 кг

Объем двигателя: 340 куб. см

Мощность: 28 л.с.

Чем сейчас живут мотоциклисты?

Фото: Сергей Килин

Фото: Сергей Килин

Среди тех людей, кто сейчас активно продвигает мотоспорт в массы, - администратор одного из самых крупных сообществ мотоциклистов в городе IzhMotoLife18rus - Elche Izh. Своего имени он не раскрывает, как и личность. За свою жизнь он уже поменял около 15 мотоциклов и организовал множество гонок.

- За четыре года моей уже осознанной деятельности мотодвижение в городе сильно поменялось, - рассказывает Elche Izh. - В первую очередь, увеличилось число любителей мототехники, стало больше людей, передвигающихся на мотоциклах. Расширился мотопарк, появились новые модели. Если раньше доминировали японские спортмотоциклы, то сейчас появилось множество различных модификаций, то есть это «чопперы», «мотарды», «нейкеды».

Появилось много специальных клубов для любителей прокатиться с ветерком. Одни из самых старейших - региональное отделение российского мотоклуба «Ночные волки» и исконно ижевско-удмуртский клуб «Wing18», который базируется на «Ямахе».

- Есть и другие различные объединения людей по интересам, скажем так, - продолжает администратор сообщества. - Любители «чопперов» объединяются. Есть молодежное ижевское объединение IMClub, где собираются молодые ребята для совместных «покатушек». Есть эндуро-клубы, в которые входят ребята, путешествующие по «внедорожным» маршрутам, в том числе по другим регионам. Есть ребята, которые увлечены гонками на кроссовых мотоциклах, есть те, кому нравятся шоссейно-кольцевые мотогонки. Достаточно широкий круг клубов.

Причем, клуб «Wing18» прославлен на российском уровне своим дружелюбием и гостеприимством. Из соседних регионов: Башкортостана, Татарстана, Пермского края к ним часто приезжают люди и принимают участие в совместных путешествиях или мероприятиях, например, открытиях или закрытиях фестивалей.

- Стоит отдельно отметить и мотоспортсменов, - продолжает спортсмен. - У нас взращено много спортсменов. Сергей Чирцев – неоднократный чемпион России по спидвею (трековые мотогонки), участвовал в соревнованиях на мировой арене. У нас всегда была сильная школа спидвея. Воспитанник удмуртской школы мотокросса Тимур Муратов два года назад на чемпионате мира в классе MX2 занял 2-е место. Сева Брыляков совсем недавно на чемпионате мира занял 4-е место, чуть-чуть не вошел в тройку лидеров.

Отличных кадров у нас в избытке, вот только базы не хватает. То, что делается сейчас для развития мотоспорта - это заслуги отдельных лиц, в том числе родителей, и старание самих спортсменов. Никакой господдержки нет, школы почти не осталось.

Следите за новостями Ижевска в «ВКонтакте», «Фейсбуке», «Твиттере» и «Одноклассниках».

Еще больше материалов по теме: «Жители Удмуртии»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также