Премия Рунета-2020
Ижевск
+7°
Boom metrics
Звезды8 августа 2016 11:53

В Москве открылась персональная выставка художницы из Ижевска

Катя Царева представила на ней 11 картин, инсталляцию, а также видео
В Ижевске Катя живет с 2006 года.

В Ижевске Катя живет с 2006 года.

Фото: Личный архив

Художница Катя Царева занимается современным искусством. 30 июля в Москве открылась ее персональная выставка «История одного белого дома». Катя представила свои картины, инсталляцию, а также видеоработу. До этого она участвовала в специальном проекте V Московской международной биеннале молодого искусства и в коллективной выставке в Московском музее современного искусства.

Фигура и белый дом, 2015, 140х180см, холст, смешанная техника.

Фигура и белый дом, 2015, 140х180см, холст, смешанная техника.

Фото: Личный архив

«В Ижевске оказалась, потому что вышла замуж»

- Я училась в Кубанском государственном университете, факультет архитектуры и дизайна. В Ижевске живу с 2006 года – вышла замуж за ижевчанина, - говорит Катя. - Работала в сфере дизайна до 2010 года. А потом разочаровалась в возможностях работы на заказ в Ижевске и решила, что хочу быть художником. Я слишком радикальный и бескомпромиссный человек, я хотела делать хорошие чистые проекты, а это сложно уживалось с потребностями и вкусами заказчиков. К тому же, я никогда не бросала живопись, и всегда говорила, что когда-нибудь точно стану известным художником, так шутила (смеется), - говорит Катя Царева.

Фигура, газон и белый дом, 2015, 180х140см, холст, смешанная техника.

Фигура, газон и белый дом, 2015, 180х140см, холст, смешанная техника.

Фото: Личный архив

К тому же, в 2010 году Катя стала мамой и ее жизнь в корне изменилась. Единственный проект, связанный с дизайном, который она сделала с этого времени - проект собственного дома. Все остальное время Катя занималась искусством.

«Первая выставка прошла в 2012 году»

Первая выставка Кати Царевой состоялась в 2012 году. Прошла она в галерее «Грифон» в Ижевске.

- Это были достаточно большие работы по формату, и достаточно радикальные. Там было много обнаженного тела. А еще в 2012 году состоялся первый арт-квадрат. Я и в нем приняла участие, общалась с куратором, он спрашивал о моем творчестве, о любимых современных художниках... На многие вопросы я не знала ответа и говорила просто «не знаю», на что он мне отвечал: «А не хотите ли узнать?». Я поняла, что мало знаю о современном искусстве и начала много читать, пыталась понять, как все устроено и по каким законам движется. В российских художественных вузах не учат современному искусству. История искусства обрывается на Малевиче, и конечно, если ты планируешь быть современным художником, при этом живешь в таком маленьком городе как Ижевск, тебе просто необходимо заниматься самообразованием, изучать искусство нашего времени, попытаться понять почему и как все развивалось, - говорит Катя.

Две фигуры и белый дом, 2015, 140х180см, холст, смешанная техника

Две фигуры и белый дом, 2015, 140х180см, холст, смешанная техника

Фото: Личный архив

Далее у художницы была череда персональных и групповых выставок. Одна из них прошла в Лондоне - ее пригласил художник через социальную сеть «Фейсбук». А в прошлом году Катя участвовала в групповой выставке в Московском музее современного искусства «Мастерская 2015», куда попала через открытый конкурс.

Персональная выставка в Москве состоялась благодаря «Фейсбуку»

О галерее Гридчинхолл (частная загородная галерея со студией-мастерской для художников) художница узнала несколько лет назад - увидела статью в журнале по интерьерам.

Алена плавает в бассейне, 2015, холст, смешанная техника

Алена плавает в бассейне, 2015, холст, смешанная техника

Фото: Личный архив

- Мне безумно понравилось их пространство, архитектура. Помню, листала журнал и думала, как здорово, что в России есть такие места! – улыбается Катя. - Конечно, в то время я и представить не могла, что там когда-то будет моя персональная выставка. По-моему, в тот момент я даже еще не знала, что все-таки встану на путь художника. Я говорю именно путь художника, потому что для того, что быть художником, мало рисовать с самого раннего детства, учиться в художественной школе, окончить профильное заведение и рисовать в свободное от работы время, как это было у меня, в тот момент, - говорит Катя.

С основателем галереи Сергеем Гридчиным Катя познакомилась через «Фейсбук».

- Он мне написал где-то 2-3 года назад в личном сообщении что-то вроде: «хорошие картинки», - вспоминает художница.

Две фигуры и белый дом #2 2016, холст, смешанная техника

Две фигуры и белый дом #2 2016, холст, смешанная техника

Фото: Личный архив

С этого началась их долгая переписка о современном искусстве в России, о проблемах художников. Екатерина постоянно отправляла Сергею фото своих новых работ и идеи проекта.

- Так из этого общения вылилась моя персональная выставка! Куратором выставки стала Ксения Лукина, она родом из Ижевска, живет и работает в Москве.

Одной из ключевых тем, развиваемых художницей, становится выявление человеческой, часто женской, идентичности через сосуществование с рукотворным ландшафтом. Архитектура как пространство, возводимое и проектируемое человеком, предстает средой, одновременно задающей состояние и окрашиваемой чьим-то присутствием.

Две фигуры и фрагмент белого дома, 2016, холст, смешанная техника.

Две фигуры и фрагмент белого дома, 2016, холст, смешанная техника.

Фото: Личный архив

Художница «играет» с пространством галереи и создает инсталляцию, позволяющую зрителю оказаться одновременно внутри и снаружи «белого дома», пойти на эксперимент с самоощущением в пространстве. Через него она проходит и сама, запечатлев это в видео, которое тоже есть на выставке.

Немного о картинах:

- Холст я натягиваю, проклеиваю желатином и не грунтую. Так краска буквально втягивается в него, таким образом я добиваюсь матовости фона. Фигуры пишу маслом, работаю не только кистями, но и гвоздями, засохшими тряпками и всем, что способно царапать поверхность, - говорит Катя Царева. - Я стараюсь создать нарочито лаконичный пейзаж и вписать в него форму, которая имеет иную материальность. Иногда эту форму я заменяю женской фигурой, которая задает пространству определенный эмоциональный контекст. То, что считывается как грусть, тревога, спокойствие, стыдливость, странность... Значит, моя фигура может говорить отдельно от меня, отдельно от моих мыслей и эмоций.

Пейзаж, в котором нет никого с фрагментами белого дома, 2016

Пейзаж, в котором нет никого с фрагментами белого дома, 2016

Фото: Личный архив

Пейзаж, в котором нет никого с фрагментами белого дома #2, 2016

Пейзаж, в котором нет никого с фрагментами белого дома #2, 2016

Фото: Личный архив

Пейзаж, в котором нет никого #1, 2016

Пейзаж, в котором нет никого #1, 2016

Фото: Личный архив

Пейзаж, в котором нет никого #2 2016

Пейзаж, в котором нет никого #2 2016

Фото: Личный архив

Пейзаж, в котором нет никого #3 2016

Пейзаж, в котором нет никого #3 2016

Фото: Личный архив

КСТАТИ

Выставка будет работать в Москве до 31 августа. А в Ижевске работы Кати можно увидеть в Музее изобразительных искусств до 15 августа на выставке «Говорит Ижевск».

ДОСЬЕ КП

Катя Царева, 32 года. Замужем, есть 5-летний сын.