Надежда Заварзина не вписывается в стандартные представления о школьном директоре. Каждое утро она встречает учеников при входе, интересуется их делами, обнимает, а на школьных вечеринках поет и танцует вместе с ребятами. Словом, она для них своя.
Фото: Архив "КП"
Выбор школы для будущего первоклассника многие родители считают делом не менее важным и ответственным, нежели выбор профессии для выпускника. Какой школе отдать предпочтение? Кто даст самую объективную оценку учителю? Об этом мы узнали у Надежды Заварзиной, директора гуманитарно-юридического лицея № 86 Ижевска. В этом году он в четвертый раз вошел в список 500 лучших школ России.
«У каждой школы своя изюминка»
- Надежда Анатольевна, в Ижевске почти сто школ, но на слуху не более десяти - «тридцатка», 25, 29 , 41, 86-ой лицеи, 56-я гимназия… В результате именно в эти школы родители стремятся устроить своих детей. Почему так происходит?
- Вам может не понравиться мой ответ, но в этом есть вина СМИ. Очень мало средства массовой информации рассказывают о школах, учителях. Тогда как такие сюжеты, публикации могли бы помочь родителям сориентироваться. Поверьте, у каждой ижевской школы есть своя изюминка. Но родители и дети об этом просто не знают.
- В какую бы школу, кроме перечисленных выше, вы бы отдали своего ребенка?
- В 31-ю, там очень комфортная обстановка, директор многое делает для укрепления технической базы, в 32-ю – там и спорт, и танцы, и общее развитие, в 49-ю – директору удалось создать домашнюю атмосферу, в 8-ю - долгое время о ней не говорили, но сейчас там вал первоклассников.
Как выбрать школу и учителя
- Но все же для многих родителей главным критерием выбора школы остается ее престижность. А вы бы на что посоветовали, прежде всего, обратить внимание?
- Выбирать следует не школу, а учителя, от него зависит, с каким настроением будет ребенок учиться, какие знания получит. Я всегда говорю, что самая полная информация об учителях у техничек. Поговорите с ними, и они вам расскажут, чьи дети более аккуратны, дисциплинированны, как тот или иной педагог выстраивает отношения с учениками. Можно договориться с администрацией школы и прийти на школьный праздник, просто походить по коридорам, посмотреть, как учителя общаются с детьми, и выбрать «своего».
Бывает, что сразу 50 семей желают отдать своих детей к одному педагогу. Я в таких случаях всегда стараюсь подобрать ребенку учителя, с которым ему будет комфортно. Очевидно, что активный, темпераментный школьник будет конфликтовать с учителем-флегматиком. И наоборот. Этого нужно постараться избежать. Поэтому если директор, завучи советуют вам другого педагога, прислушайтесь к их мнению. Хороших учителей начальных классов в Ижевске много. Поэтому не стоит зацикливаться на одной школе, на одном педагоге.
- Что еще нужно учесть?
- Важно, чтобы в школе были созданы комфортные условия для учебы, и она находилась недалеко от дома. Тогда в выходные ребенок сможет выйти во двор и поиграть с одноклассниками. Да, возможно, кому-то из родителей они не очень нравятся, но это вопрос социализации. В жизни мы все равно не сможем оградить наших детей ото всех неугодных людей. Каждый школьник должен знать и быть готовым к тому, что общество разное. Родителям, которые хотят создать для своего ребенка идеальные условия учебы, у меня ответ один: «Ваш вариант - семейная форма обучения».
Программ много - итог один
- Разные школы, учителя работают по нескольким программам. В вашем лицее обучение в начальных классах ведется по программе Эльконина-Давыдова. Мнения о ней родителей и педагогов противоречивые - от восторженных до полного неприятия. Расскажите, почему вы выбрали эту методику?
- В конце 80-х я три года проработала учителем начальных классов в московской школе, которая тогда только начинала использовать эту программу. Я увидела, насколько глубоко она погружает ребят и родителей в образовательный процесс. Система Эльконина-Давыдова рассчитана на то, чтобы они вместе учились думать, выстраивать отношения, находить логические связи, самостоятельно принимать решения. Вот почему, вернувшись в Ижевск, став директором школы, я решила, что наши ученики должны учиться по этой программе.
Да, многим Эльконин-Давыдов непонятен: детям не нужно зубрить правила, поскольку программа учит размышлять, задавать множество вопросов, а не запоминать. Да, другие методики проще, но наш опыт показывает, что дети, закончившие начальную школу по программе Эльконина-Давыдова, в 11 классе демонстрируют высокий уровень знаний.
- Всем ли детям подходит такая программа?
- Детей, которым подходит программа Эльконина-Давыдова видно сразу, они другие - активные, неординарные, любопытные. Кроме того, важно, чтобы ребенок был здоров. Вклиниваться в учебу после пропущенных занятий будет сложно, поскольку каждый урок - это новая тема, зачастую не связанная с предыдущей.
Важный момент: по какой программе ребенок начал учиться в первом классе, по такой он и должен закончить учебу в начальной школе. Если пришлось сменить школу, то в новой должна быть та же методика. Иначе ребенок попадает словно на другую планету.
И последнее, какую бы школу, учебную программу не выбрали родители для своего ребенка, итог один. В конце четвертого класса все дети вот уже два года пишут российскую комплексную контрольную работу по русскому языку, математике, чтению, естествознанию. Она для всех одинакова.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
5 советов родителям от Надежды Заварзиной
1. До школы сформируйте в ребенке мотивацию на учебу. Рассказывайте, что его там ожидает, но ни в коем случае не запугивайте школой.
2. Научите ребенка до школы вязать - это отлично развивает моторику, а, значит, проблем с письмом у него будет меньше.
3. Мы хотим, чтобы наши дети были успешнее нас. Но нужно понимать, что успех может быть не только в учебе. Есть еще танцы, музыка, спорт, рисование. Методом проб и ошибок найдите то, что у вашего ребенка лучше всего получается. Создайте для него ситуацию успеха и не мешайте ему оставаться самим собой.
4. Школа не багажное отделение, в которое вы сдаете ребенка на 11 лет. Не оставляйте своего сына или дочь один на один со школой.
5. «Перелюбить» ребенка невозможно, но он должен с малых лет знать, что можно, а что нельзя.
ДОСЬЕ «КП»
Надежда Анатольевна Заварзина
Вот уже 21 год руководит гуманитарно-юридическим лицеем №86 Ижевска. До этого 19 лет проработала учителем и завучем в начальной школе.
Почетный работник общего образования России.
Заслуженный работник народного образования Удмуртии.
Народный учитель Удмуртии.
Воспитала двоих сыновей.