Премия Рунета-2020
Ижевск
-5°
Boom metrics
Общество13 октября 2017 11:51

Основатель сети «Додо Пицца»: «Строить бизнес международного уровня можно и в Ижевске, и в Сыктывкаре»

Федор Овчинников о слагаемых успеха, ошибках в бизнесе и о блюде, которое объединяет коми и удмуртов
Фото: BabloTube

Фото: BabloTube

Сегодня, 13 октября, в Ижевске продолжается всероссийский форум «Территория бизнеса - территория жизни». Один из его самых известных участников - Федор Овчинников, основатель сети пиццерий «Додо Пицца». Накануне он побывал в нашей медиагруппе и рассказал, что необходимо для создания успешного бизнеса, какова специфика работы в Китае и пробовал ли он удмуртскую пиццу - перепечи?

ДОСЬЕ

Федор Овчинников, предприниматель.

Фото: личная страница героя публикации в социальной сети "ВКонтакте"

Фото: личная страница героя публикации в социальной сети "ВКонтакте"

Первый опыт в бизнесе - создание сети книжных магазинов «Сила ума» - оказался неудачным. Об этом подробно описано в книге Максима Котина «И ботаники делают бизнес».

В 2011 году основал в Сыктывкаре компанию «Додо Пицца». Теперь это международная сеть, объединяющая более 240 пиццерий, которые работают не только в России, но и в Литве, Эстонии, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Румынии.

В Удмуртии работает 2 пиццерии сети - в Ижевске и Сарапуле.

В 2015 году выручка компании составила 1 млрд рублей.

В 2016 году «Додо Пицца» начала работать в США и Китае. Сейчас готовится к открытию пиццерия в Великобритании.

В 2017 году компания открыла офис в Москве.

Федор Овчинников первый предприниматель в России, который начал вести открытый бизнес: вести блог, публиковать все расходы и доходы, делиться опытом, рассказывать о своих ошибках. Он начал это делать, открыв свой первый книжный магазин, и продолжает эту практику до сих пор.

Женат, двое детей.

СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА: ИНТЕРНЕТ И ОТКРЫТОСТЬ

Фото: личная страница героя публикации в социальной сети "ВКонтакте"

Фото: личная страница героя публикации в социальной сети "ВКонтакте"

- Федор, что вы хотите донести до предпринимателей Удмуртии?

- Я родом из Сыктывкара, именно там начинал вести свой бизнес. По численности населения мой родной город в три раза меньше, чем Ижевск. Поэтому на форуме я хочу рассказать предпринимателям, что и в маленьких городках можно создавать компании федерального уровня и даже выходить на международный рынок.

- Если сформулировать коротко, что вам помогло создать такой успешный бизнес?

- Нельзя сказать, что наша история грандиозная, она просто очень известная. Благодаря этой известности и развивался наш бизнес. Его бы точно не было без двух вещей: интернета и открытости. Интернет сейчас реально меняет экономику во всем мире. Он дает возможность любой компании, имеющей хороший продукт, найти своего покупателя в разных странах.

Вторая составляющая успеха - открытость. Мы не скрываем свои доходы и расходы, и это привлекает к нам внимание. Для нас это важно, поскольку сеть «Додо Пицца» развивается по франчайзингу. Но при этом франшизу мы никогда не рекламировали, люди шли и идут к нам сами.

- Открытость часто порождает критику. Как вы на нее реагируете?

- Критика - это замечательное упражнение, которое делает тебя сильнее. Со временем удается от нее абстрагироваться, но на это уходят годы тренировок (смеется). На самом деле очень важно контролировать эмоции, когда видишь какое-то гневное сообщение. Нужно научиться относиться к жалобе как подарку, который делает тебя лучше.

Фото: личная страница героя публикации в социальной сети "ВКонтакте"

Фото: личная страница героя публикации в социальной сети "ВКонтакте"

- Принцип открытости действует и внутри компании. Принимая любое решение, всегда думаем, можем ли мы его всем озвучить. И если понимаем, что наши партнеры сочтут это решение несправедливым, значит, отказываемся от него. Я считаю, что мы открыли суперпринцип, который драйвит бизнес. Мы просто сжигаем за собой все мосты, и это заставляет нас идти вперед, быть лучше.

- У вас есть и неудачный опыт в бизнесе. Чему он вас научил?

Предпринимательство - это наука. Когда я начинал заниматься бизнесом, ничего не умел, наделал много ошибок. Но зато получил огромный опыт, который позволил мне создать сеть пиццерий. Я думал, почему у меня не получилось с книгами, и в какой-то момент понял, что просто сел не на ту лошадь.

Прилагая в общепите те же усилия, что и в своем первом деле, я получил несопоставимый результат. Но если бы у меня была возможность повернуть время вспять, я бы не стал ничего менять. Книжный бизнес здорово меня прокачал, научил справляться с трудностями. Без ошибок нельзя ничему научиться. Невозможно получить диплом МБА и стать успешным предпринимателем.

Фото: личная страница героя публикации в социальной сети "ВКонтакте"

Фото: личная страница героя публикации в социальной сети "ВКонтакте"

- Прежде чем открыть первую пиццерию, вы поработали в сети «Папа Джонс», в «Макдональдсе», чтобы изучить все процессы изнутри. Не боитесь, что кто-то из сотрудников может последовать вашему примеру?

- Когда наша сеть начала активно развиваться, мне стали писать люди, которые хотели купить у нас франшизу. Но я отвечал, что мы к этому еще не готовы, хотите - устраивайтесь к нам на работу, поучитесь и сможете открыть что-то свое. Знания сами по себе ничего не дают. Чтобы запустить бизнес, нужно приложить еще и огромные усилия. Поэтому я пожму руку тому, кто, поработав у нас, откроет свой бизнес.

- Тогда как вы мотивируете своих сотрудников, чтобы они работали на вас? Зарплатой, процентами с продаж?

- Открою вам секрет - проценты с продаж не мотивируют людей, особенно тех, кто работает на кухне. Мотивирует другое - отношения, возможности карьерного роста. Наша бизнес-модель не позволяет платить людям огромные деньги, но для удержания сильных работников у нас есть возможности для роста внутри компании.

- Федор, вы хотели заработать миллиард и заработали. Сейчас есть какая-то новая глобальная цель?

- На сегодняшний день она такова: обеспечить рост, которым можно гордиться. Высокие показатели, огромная выручка - это уже не самоцель. Сейчас мы фокусируемся на качестве, на развитии, на людях. Когда все это у компании есть, рост будет происходить сам по себе.

КИТАЙ, США, РУМЫНИЯ, ЛИТВА...

- В прошлом году пиццерии «Додо Пицца» появились и в Китае. В чем специфика азиатского рынка?

- В Китае мы точно понимаем, что находимся в нужное время в нужном месте. Там сейчас сильно меняется экономика. Если раньше она была ориентирована на внешние рынки и все предприниматели занимались экспортом, то с ростом уровня жизни жителей Китая бизнес переводит фокус на внутренний рынок.

Сейчас в Китае бум франшиз. Что такое франшиза? Это продажа успешной модели бизнеса, так вот, в Китае не так много хорошо организованных франчайзинговых компаний. Поэтому мы туда пришли вовремя.

Хотя, стоит признать, это очень сложный рынок. Скажу даже так: дорога в Китай усеяна «трупами» европейских компаний. Огромное их количество потерпело там поражение. Поэтому мы выбрали тактику роста снизу. Сначала запустили там две франчайзинговые пиццерии, а в будущем году планируем открыть собственную в Шанхае. Это нужно нам для того, чтобы понять местную экономику, и только после этого осторожно приступать к масштабированию.

- Китай, США, Румыния, Литва… Как вы выбираете страны для открытия новых пиццерий?

- Мы заходили в ту или иную страну только потому, что к нам обращались предприниматели, желающие с нами работать. То есть мы выбирали не страны, а людей. В основном наши франчайзи за рубежом - это русские, которые там живут.

Но сейчас, анализируя заявки на франшизу, видим, что процентов 15 из них написаны уже на английском языке. Причем есть желающие открыть «Додо Пиццу» в таких экзотических странах, как Катар, Панама и даже Нигерия. Для нас это какая-то неизвестная планета, но в Нигерии проживает 186 млн человек! Это на 40 млн человек больше, чем в России!

- Удивительная ситуация: за шесть лет существования «Додо Пиццы» не закрылась ни одна пиццерия.

- Да, это уникальная ситуация. Но это не значит, что так будет всегда. Хорошая франшиза должна работать следующим образом: не очень способный предприниматель должен хотя бы не разориться, а способный - достичь сверхрезультата. Франшиза - это не нефтяная вышка, а инструмент, которым нужно уметь воспользоваться. Согласитесь, хорошим инструментом можно забивать гвозди, а можно создавать произведения искусства.

- Федор, и напоследок вопрос не о бизнесе. У удмуртов есть национальное блюдо - перепечи, их еще называют удмуртской пиццей. Пробовали?

- Коми и удмурты - родственный народы. Поэтому у нас в Сыктывкаре тоже пекут перепечи, я их не раз пробовал. А вообще я всеяден. Понял это, путешествуя по миру. В Китае, в Америке, всюду я нахожу блюда, которые мне нравятся.