Премия Рунета-2020
Ижевск
+7°
Boom metrics
Общество18 января 2018 9:15

Рост числа направлений и снижение стоимости перелетов: к чему приведет разделение «Ижавиа»

Как изменится работа авиакомпании после разделения
Фото: Архив «КП»

Фото: Архив «КП»

12 января глава Удмуртии Александр Бречалов объявил о решении, которого УФАС добивалась несколько лет – предприятие «Ижавиа» разделят на два юридических лица: аэропорт и компанию. Эксперты считают, что это даст новый толчок развитию аэропорта, а насчет будущего авиакомпании прогнозы пока неоднозначные.

Разделение во благо

АО «Ижавиа» находится в 100% собственности Удмуртии и будет принадлежать республике после разделения на два юрлица. По крайней мере, пока. По словам министра транспорта России Максима Соколова, разделение предприятия позволит привлечь новых инвесторов. Тем более что «Ижавиа» уже сейчас является привлекательной компанией – в 2017 году пассажиропоток превысил 300 тысяч человек.

- В первую очередь необходима реконструкция аэродромной инфраструктуры, которая была сделана в 70-80-е годы прошлого века. Мы обсудили ряд предложений, которые бы позволили обеспечить инвестиционную привлекательность, поднять ее на тот уровень, когда бы в республику пришел системный инвестор, вкладывающий средства в развитие аэропорта, как с точки зрения терминальной инфраструктуры, так и развития аэродрома, - прокомментировал Максим Соколов.

По словам главы Удмуртии Александра Бречалова, ремонт взлетно-посадочной полосы (ВПП) обойдется в 4-5 млрд рублей. Сегодня же, из-за своего критического состояния, она не может принимать самолеты иностранного производства, и часть перевозчиков не работают с республикой по техническим причинам. По этой причине «Ижавиа» постоянно судилась с УФАС – антимонопольщики считали, что компания целенаправленно не ремонтировала полосу и не повышала ее пожарную безопасность во избежание конкуренции. После разделения аэропорт больше не будет принадлежать авиакомпании, и власти смогут отдать его в концессию. И уже концессионер вложит необходимые средства, приведет ВПП в порядок и сделает ее доступной для разных типов воздушных судов.

Кстати, в России есть сразу несколько аэропортовых холдингов, которые занимаются развитием региональных перевозок. Например, «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга, «Новапорт» Романа Троценко, «Базел Аэро» Олега Дерипаски. Так, компания Вексельберга готова выступить концессионером для модернизации аэропорта Нового Уренгоя в ЯНАО. Планируемый размер инвестиций – около 7 млрд рублей.

Фото: Архив «КП»

Фото: Архив «КП»

К чему это приведет

Эксперты напоминают, что разделение подобных предприятий на два юрлица – это нормальная для России практика. Разделение балансов позволяет понять, какое из направлений больше нуждается в субсидировании. И в этом случае, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, для авиакомпании «Ижавиа» прогноз не самый радужный.

- Разделение в таких случаях всегда неравное. Самые дорогие активы обычно отходят аэропортам – поскольку это намного более перспективное направление, а авиакомпании получают остатки и в итоге разоряются. В случае «Ижавиа» пока нельзя делать однозначные выводы, но ясно одно – аэропорт будет дальше жить и развиваться, а авиакомпании будет очень тяжело. Либо региональные власти будут ее поддерживать субсидиями для сохранения социальных функций (например, рабочие места), либо обанкротят, - комментирует эксперт.

По мнению Романа Гусарова, в худшем случае ситуация с авиаперевозками останется на существующем уровне, в лучшем – в Удмуртии наконец-то появится больше рейсов, направлений. Другим перевозчикам станет проще работать в республике. Вполне вероятно, что конкуренция позволит снизить стоимость билетов, как это было, когда осенью 2017 года в республику пришли «Саратовские авиалинии».

- После разделения аэропорт уже не будет держаться за свою авиакомпанию. Самое главное для него – портовые сборы. Чем больше самолетов он привезет – тем больше заработает. Симбиоз «компания-аэропорт» губителен, прежде всего, для аэропорта, - добавил Роман Гусаров.

Что касается авиакомпании, то создавать новую вместо «Ижавиа» будет необязательно. Крупные компании смогут самостоятельно сотрудничать с аэропортом.

История вопроса

Разделить «Ижавиа» планировали еще в 2013 году при экс-президенте Удмуртии Александре Волкове, однако пришедший к власти теперь уже бывший глава республики Александр Соловьев приостановил процесс разделения предприятия на два отдельных акционерных общества. Он объяснил это желанием развивать компанию. Александр Бречалов, будучи еще врио руководителя региона, делал акцент на необходимости ремонта взлетно-посадочной полосы. Для этого было решено направлять прибыль предприятия.

В 2016 году о разделении «Ижавиа» заговорили антимонопольщики и подали в суд. По словам руководителя УФАС Удмуртии Михаила Маренникова, такое разделение будет способствовать развитию конкуренции. Однако суды последовательно отказали УФАС в исках.

Следите за новостями Ижевска в «ВКонтакте», «Фейсбуке», «Твиттере» и «Одноклассниках».