Премия Рунета-2020
Ижевск
+9°
Boom metrics
Общество12 февраля 2018 9:13

Актер драмтеатра и ведущий новостей: «Не люблю, когда меня узнают как телеведущего»

Михаил Солодянкин о работе в театре, кино и на телевидении
Михаил Солодянкин сыграл десятки ролей, но любимая – Катурян в «Человеке-подушке». Фото: Игорь Тюлькин с сайта https://dramteatr18.ru

Михаил Солодянкин сыграл десятки ролей, но любимая – Катурян в «Человеке-подушке». Фото: Игорь Тюлькин с сайта https://dramteatr18.ru

Вот уже 15 лет он выходит на сцену государственного русского драмтеатра Удмуртии, но большинство жителей республики знают его как ведущего новостей на телеканале «Россия 1». Однако телевидение для него лишь стабильная подработка. Своей главной и единственной профессией он считает актерство. Михаил Солодянкин, заслуженный артист Удмуртии, рассказал нам о том, чего ему лучше не говорить при встрече, и почему даже из собственной свадьбы он устроил спектакль.

- Светлана, вы мне звонили? Три раза? А я что говорил? Не отвечал на звонки или молчал? Вы меня извините, просто мы с коллегами до шести утра катались на тюбингах. У нас сегодня первый выходной после новогодних праздников (мы встретились с Михаилом 9 января – Прим. авт.). Но я уже проснулся и, как договаривались, еду на встречу с вами…

Две минуты телефонного разговора разрушили образ знающего себе цену актера и серьезного ведущего новостей, каким я представляла себе Михаила Солодянкина. Стало ясно, что он все тот же мальчишка, который в свое время умудрился вылететь аж из двух техникумов. Из одного, где он учился на электрика, его отчислили за непосещаемость, а из другого, где он постигал азы профессии телерадиомеханика, за «аморальное поведение», а точнее, за чрезмерное внимание к представительницам прекрасного пола.

Свой изначальный выбор профессии Михаил объясняет просто. Утверждает, что отец-электрик, всю жизнь проработавший на Сарапульском электрогенератором заводе, тут ни при чем. Все дело в стадном чувстве, которому в юности наш герой легко поддавался.

- Все мальчишки во дворе пошли в электрики, и я пошел. Почему-то у меня даже мысли не было поступать, например, на спортфак. Хотя в школе играл в настольный теннис – чуть-чуть не дотянул до КМС (кандидата в мастера спорта – Прим. авт.), увлекался футболом и был даже признан лучшим вратарем Сарапула. Кроме того, у меня первый юношеский разряд по фехтованию.

- Так это же одна из учебных дисциплин в театральных вузах! Все будущие актеры учатся сценическому фехтованию.

- Но я тогда об этом не думал. Даже в театре ни разу не был. Впервые попал туда благодаря маме. Она работала контролером в конструкторском бюро электроизделий, а по вечерам играла в народном театре, как, впрочем, и сейчас. Так вот чтобы хоть куда-то меня, непутевого, пристроить, однажды мама предложила мне пойти с ней на репетицию. Я сначала воспринял все в штыки, но мама сказала, что там есть симпатичные девушки, и я повелся. Пришел, красивых девушек не встретил, но это уже было неважно. Я понял, вот то, что мне действительно нужно.

НЕЛЬЗЯ ВСЕ ВРЕМЯ ИДТИ НА ПОВОДУ У ЗРИТЕЛЯ

Сейчас Михаил – один из ведущих артистов драмтеатра Удмуртии. Можно прийти практически на любой спектакль и увидеть его на сцене.

- Ролей действительно много: от «кушать подано» до Гамлета (премьера этого спектакля состоится в марте – Прим. авт.). Любимая – роль Катуряна в «Человеке-подушке». Но не потому, что этот спектакль в 2015 году на первом международном фестивале Мартина МакДонаха был признан «Лучшим режиссерским дебютом» Дмитрия Удовиченко, а я тогда получил диплом за «Лучшую мужскую роль». Просто это действительно серьезная работа.

После «Подушки» мы с Александром Баровым приходили в гримерку и сидели полчаса совершенно никакие. К сожалению, эта постановка ушла в историю вместе с Сашей. Говорят, незаменимых людей не бывает. Но это тот случай, когда замену ему найти невозможно…

Михаил Солодянкин и Александр Баров в спектакле «Человек-подушка». Александр ушел из жизни в 2015 году… Фото: Игорь Тюлькин с сайта https://dramteatr18.ru

Михаил Солодянкин и Александр Баров в спектакле «Человек-подушка». Александр ушел из жизни в 2015 году… Фото: Игорь Тюлькин с сайта https://dramteatr18.ru

- Бывало такое, что режиссер дает вам роль, а вы себя в ней не видите?

- Такое случается, конечно. Но для борьбы с этими мыслями существуют репетиции, когда на протяжении двух месяцев ты каждый день открываешь что-то новое в своем герое, копаешься в материале, плохо спишь. Порой в этот период настолько погружаешься в образ, что теряешь себя истинного, и можешь даже испортить отношения с близкими. Спасибо супруге, моему главному критику, за то, что она все это терпит.

- А я думала, вы уже и забыли, когда вас в последний раз критиковали.

- Ну, почему же. Не так давно в Ижевск приезжали эксперты национальной театральной премии «Золотая маска» Татьяна Джурова и Александр Вислов. Татьяна похвалила меня за роль Глостера в нашем новом спектакле «Король Лир», сказала, что он у меня получился лучше, чем Дон Гуан в «Маленьких трагедиях» по мотивам пьес Пушкина. Конечно, когда критики мало, это с одной стороны хорошо, а с другой – от критики отвыкаешь и начинаешь воспринимать ее несколько неадекватно.

- На драмтеатр, в котором вы служите, в последние годы критика обрушивалась не раз. Те же «Маленькие трагедии» высоко оценили эксперты «Золотой маски», но совершенно не поняли зрители. А сколько шума наделала «Метель», в которой священник усмотрел оскорбление чувств верующих…

- С «Маленькими трагедиями» в постановке Петра Шерешевского наш театр появился на театральной карте России. До этого мы варились в собственном соку. Да, зрители нас не поняли. Спектакль сняли в репертуара, поскольку он не собирал зал. И «Короля Лир» сейчас многие не понимают. Хотя именно такие постановки, мне, как актеру, ближе. Но, к сожалению, большинство зрителей приходят в театр не думать, а посмеяться, отдохнуть. Видимо, настолько жизнь у нас непростая. Поэтому неизменным успехом пользуются легкие комедии, такие как «Слишком женатый таксист», «Боинг-Боинг», «Номер 13» или «Примадонны». Наш театр репертуарный, мы вынуждены на таких спектаклях зарабатывать.

Зрители не поняли «Маленькие трагедии» - спектакль сняли с репертуара. Фото: Игорь Тюлькин с сайта https://dramteatr18.ru

Зрители не поняли «Маленькие трагедии» - спектакль сняли с репертуара. Фото: Игорь Тюлькин с сайта https://dramteatr18.ru

- То есть когда в этом сезоне вы и ваши коллеги готовили «Короля Лир», понимали, что он не станет «хитом»?

- Понимали, конечно. Но нужно же держать марку, нельзя все время идти на поводу у зрителя. Пусть спектакль критикуют. Это лучше, чем постоянная похвала. Самое плохое знаете что? Когда спектакль прошел и тишина. Нет никаких комментариев – ни отрицательных, ни положительных. А когда критика есть, это прекрасно. К тому же мы понимаем, что такое хорошо и что такое плохо, осознаем, за какие рамки выходить не стоит. Это сейчас в Москве принято в каждом спектакле раздевать актеров догола. Иначе постановка не будет успешной.

- Но с вами тоже не местные режиссеры работают.

- Признаюсь, было у одного столичного режиссера желание раздеть меня совсем и выстроить пикантную сцену, но у него ничего не получилось. Пришла Стелла Александровна (Кудрявцева – директор драмтеатра – Прим. авт.) и сказала, что в Ижевске такое не поймут. Вообще многие режиссеры любят снимать с меня одежды на сцене, а там показывать-то нечего. Надо бы в качалку походить, но свободного времени практически нет. Если оно и появляется, я предпочитаю проводить его с семьей.

Многие режиссеры любят раздевать Михаила на сцене. Фото: Игорь Тюлькин с сайта https://dramteatr18.ru

Многие режиссеры любят раздевать Михаила на сцене. Фото: Игорь Тюлькин с сайта https://dramteatr18.ru

НЕ ЛЮБЛЮ, КОГДА МЕНЯ УЗНАЮТ КАК ТЕЛЕВЕДУЩЕГО

- Кстати, о пикантных моментах. Вас же ими удивить трудно.

- Понимаю, на что вы намекаете. Да, действительно 15 лет назад я работал в известном тогда в Ижевске стрип-клубе «Мышеловка». Но не тем, кем вы подумали. Я был арт-директором, ставил танцы в свободное от театра время, то есть ночью. Нужна была финансовая подпитка, и я ее нашел вот в таком необычном месте.

- Неужели никогда не приходилось заменять танцоров?

- Приходилось, - смеется Михаил. - Но когда меня пригласили работать на телевидение, я понял, что это будет не совсем удобоваримо для телезрителей, и ушел из «Мышеловки».

- Как вы оказались на телевидении?

- На ГТРК «Удмуртия» искали ведущего новостей для телеканала «Культура». В театре им посоветовали рассмотреть мою кандидатуру. Но с «Культурой» что-то не сложилось, и тогда мне предложили вести новости.

Решили, что для начала выйдем в эфир в записи. Меня причесали, подобрали костюм, причем он мне достался по наследству от предыдущего ведущего Дениса Логинова, который тогда стал пресс-секретарем президента Удмуртии Александра Волкова. А Денис ниже меня ростом, поэтому мне приходилось подтягивать рукава на запястья. Словом, как-то скорежился я в этом костюме, сижу, жду, когда же меня запишут. Но новостей все нет и нет, меня просят еще немного подождать. За 15 минут до начала выпуска новостей, я понял, что мне придется работать в прямом эфире! Наверное, именно тогда у меня появился первый седой волос. Такой была моя премьера на телевидении 11 лет назад.

- А на улицах вас узнают как актера или как телеведущего?

- Кто-то когда-то подсчитал, что в театр регулярно ходит менее двух процентов населения, а телевизор смотрят все. Поэтому чаще меня узнают как телеведущего. Если честно, это меня не очень радует. Особенно когда я слышу: "О, я тебя вчера по телевизору видел!» - изображая пьяного, говорит Михаил. - В таких ситуациях стараюсь поскорее уйти, говорю: "Вы ошиблись, это мой брат". А если кто-то подходит и спрашивает о театральной работе, мне, конечно, приятно. Я вступаю в диалог, интересуюсь, какие мои работы человек видел.

Телевизионная премьера Михаила Солодянкина состоялась 11 лет назад

Телевизионная премьера Михаила Солодянкина состоялась 11 лет назад

СОВРАЛ, ЧТО ЖИВУ В МОСКВЕ, И СНЯЛСЯ В СЕРИАЛЕ

- Вы никогда не думали о том, чтобы расширить круг поклонников и отправиться на завоевание Москвы? К тому же там и деньги другие.

- Был такой период, когда я искал работу в Москве, ездил туда, оставлял портфолио. Возвращался в Ижевск и ждал звонков, но мне никто не звонил. Тогда столичные коллеги подсказали, что нужно указать в резюме, что я работаю в Москве – никто же не хочет оплачивать иногородним артистам расходы на дорогу и проживание. Я так и сделал.

Написал, что живу в Москве, работаю в телекомпании «Мир». И вскоре меня пригласили на съемки сериала «Адвокат», предложили эпизодическую роль корреспондента. Это было в 2007 году. Я посчитал, не сработаю ли в минус, учитывая расходы на билеты. Оказалось, что от гонорара еще что-то даже останется. Ну, я и поехал. У меня как раз было окно в театре и на телевидении.

Съемки закончились, я вернулся в Ижевск, а через какое-то время мне вновь звонят, говорят, нужно приехать на озвучку. Но я уже был плотно занят. Соврал, что нахожусь на съемках в другом городе. В итоге в фильме я говорю чужим голосом.

Что касается заработка, да, в Москве другие деньги. Но я Москву не люблю, это огромный вокзал. И самое главное, как мне кажется, это бесчеловечный город. Там вот так не посидишь, не поговоришь. Мне больше симпатичен Санкт-Петербург.

В сериале «Адвокат» Михаил Солодянкин сыграл корреспондента. Фото: с сайта http://www.kino-teatr.ru

В сериале «Адвокат» Михаил Солодянкин сыграл корреспондента. Фото: с сайта http://www.kino-teatr.ru

- А если бы вам предложили работу в Питере?

- Сейчас, наверное …., - Михаил не закончил фразу, задумался. - Ох, сложный вопрос. Я тут так прочно повязан. Будь мне 20 лет, даже не думал бы. Отвечу так: все зависит от предложения.

НЕ МОГУ СПОКОЙНО СИДЕТЬ В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ

- Как часто вы бываете в театре в качестве зрителя?

- Очень редко. Последний раз смотрел «Вино из одуванчиков» глазовского театра «Парафраз». Он приезжал в Ижевск, а у меня как раз был свободный день.

- Ваши коллеги из Глазова получили тогда множество восторженных отзывов. Вы эту оценку разделяете?

- Я бы не назвал эту постановку шедевром. Главная проблема этого спектакля заключается в том, что в нем нет ансамбля. Уровень актеров очень разный. Есть Дамир Салимзянов (главный режиссер театра, исполнитель главной роли – Прим. авт.), еще несколько ярких актеров и все. А в труппе должен быть баланс, только тогда можно добиться целостности восприятия.

- Это профессиональная ревность в вас сейчас говорит?

- Ревностные чувства, конечно, присутствуют. Но, что касается именно этой работы глазовских коллег, я действительно так считаю… Вообще я не могу спокойно сидеть в зрительном зале. Сразу начинаю оценивать, думать, а как бы я сыграл ту или иную сцену. Даже если выступают известные актеры. Это уже болезнь.

ЖЕНИЛСЯ В ДЕНЬ ТЕАТРА

- Михаил, ваша супруга тоже играет в театре. Как в одной семье уживаются два актера?

- Человек не из театральной среды вряд ли бы понял нашу работу и смирился с тем, что мужа или жены нет дома до позднего вечера, по выходным и в праздники. Это было бы поводом для конфликтов. Есть и другая сторона – дома мы с Леной много говорим о работе, особенно если заняты в одном спектакле. Даже отдыхать нормально не можем. Театр - наша жизнь.

- Даже собственную свадьбу вы превратили в спектакль!

- Да, мы с Леной поженились 27 марта – в День театра. Это было воскресенье, но я договорился с сотрудниками загса, чтобы нас расписали. Женщину, которая должна была нас регистрировать, я предупредил, что мы будем в необычных костюмах. Но она только отмахнулась, мол, всякое я видала. А мы в тот день играли спектакль «Василиса Прекрасная», я был Иваном, а Лена – Василисой. И в этих же костюмах и в гриме мы прямо из театра отправились в загс. Нашими свидетелями стали Кощей Бессмертный и мамка Кощеева. Были и гости – скоморохи.

Когда сотрудница загса открыла нам двери, она явно не ожидала увидеть такое, поэтому не сдержалась, сказала: «Ой, б…».

В загс Михаил и Елена отправились сразу после спектакля, в костюмах, в которых играли спектакль

В загс Михаил и Елена отправились сразу после спектакля, в костюмах, в которых играли спектакль

Фото: Личный архив героя публикации

- Потом у вас не было чувства, что поход в загс был лишь игрой?

- Нет, и у меня, и у Лены это второй брак. «По-настоящему», соблюдая все традиции, мы с Леной свадьбы уже играли, вот только закончилось все ничем.

- Вы бы хотели, чтобы ваш сын…

- Нет, - не дослушав, отвечает Михаил. – Не могу объяснить почему. Хотя сам я счастлив быть в этой профессии, но сыну такой судьбы не желаю. Актерство требует безумных энергетических затрат. Пусть лучше будет нефтяником. Сын как-то сказал: «Папа, я куплю себе машину, тебе красную куртку и поедем отдыхать в Турцию». Я согласен.

ДОСЬЕ

Михаил Солодянкин

38 лет

Родился в Сарапуле.

Заслуженный артист Удмуртии. Ведущий новостей на телеканале ГТРК «Удмуртия»

Окончил Екатеринбургский государственный театральный институт.

В 2015 году на первом международном фестивале МакДонаха получил диплом за «Лучшую мужскую роль» в спектакле «Человек-подушка». За эту же работу был награжден госпремией Удмуртии.

Женат на актрисе драмтеатра Удмуртии Елене Мишиной.

Сыну 6 лет.