Премия Рунета-2020
Ижевск
-3°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
26 апреля 2022 15:12

«Жены понимали. Все выполняли свой долг»: ликвидаторы Чернобыльской катастрофы поделились своими воспоминаниями

Ликвидаторы аварии на Чернобыле из Ижевска поделились воспоминаниями о катастрофе в день 36-ой годовщины [видео]
Ликвидаторы аварии в Чернобыле: «Мы прекрасно понимали, что такое радиация. Понимали, что нам будет»

Ликвидаторы аварии в Чернобыле: «Мы прекрасно понимали, что такое радиация. Понимали, что нам будет»

Фото: Амир Закиров

26 апреля 1986 года изменил историю человечества навсегда. В этот день на чернобыльской АЭС произошла самая крупная техногенная авария в мире. В атмосферу было выброшено около 190 тонн радиоактивных веществ – этого хватило, чтобы подвергнуть население Чернобыля облучения в 90 раз больше, чем население Хиросимы после взрыва атомной бомбы.

На помощь в ликвидации катастрофы призвали мужчин со всей России. Среди них оказались более 3,5 тысяч отважных жителей Удмуртии. Накануне 36-ой годовщины «Комсомолке» удалось встретиться с пятью из них.

Они знали, куда едут. Они знали, что с ними будет. Вот их история.

«ЖЕНЫ ПОНИМАЛИ»

Из Ленинского района Ижевска на Чернобыльскую АЭС было отправлено 30 человек. Среди них были Юрий Феоктистов, Владимир Иванцов, Борис Прокошев, Валентин Хохряков, Виктор Минаков. В памятную дату они собираются вместе: говорят о жизни, вспоминают прошлое и катастрофу.

Союз «Чернобыль» Ленинского района Ижевска

Союз «Чернобыль» Ленинского района Ижевска

Фото: Амир Закиров

По их рассказам, призывали будущих ликвидаторов с октября 1986 по ноябрь 1987 года через военкомат. Для того, чтобы поехать на АЭС, нужно было пройти отбор по трем критериям:

- возраст от 30 до 50 лет;

- крепкое здоровье;

- есть хотя бы один ребенок.

Задаю вопрос без стеснения: «Почему обязательным пунктом было наличие детей?».

«Ну вы же взрослая девушка, сами все понимаете. После облучения детей иметь нежелательно, да и не получится», – смущенно улыбаются и отвечают ликвидаторы.

Жен также пригласили в военкомат и объяснили, с какими последствиями вернутся их мужья домой.

«Жены понимали. В то время было понятие совсем иное. Мы же давали присягу на верность службы родине. Какой мог был быть отказ. Все выполняли свой долг».

ВЫЖЖЕННЫЙ ЛЕС И ПУСТОЙ ГОРОД

В первые дни из зоны бедствия было эвакуировано около 400 тысяч человек. И первое, что бросилось в глаза ликвидаторам – абсолютное отсутствие людей.

«Жутко смотреть на красивый город Припять, где никого нет, лишь шторы на окнах».

Жителей города эвакуировали так быстро, что они не смогли забрать не вещи, ни даже домашних животных. Фото: pexels.com

Жителей города эвакуировали так быстро, что они не смогли забрать не вещи, ни даже домашних животных. Фото: pexels.com

После выброса радиации большому загрязнению подверглась природа. Страшные картины выжженного леса навсегда остались в памяти ликвидаторов.

«Лес – желтый, рыжий. Деревья погибли полностью. Как полоса прошла, так рыжий и остался, весь сгорел, а рядом зеленый. Его потом выкорчевывали…».

Наши земляки описывают и другое ужасающее зрелище, – говорят, что когда подъезжали к Чернобылю, видели туши лосей, кабанов с выпавшей шерстью. И это только у дороги. А что там, в лесу?

БЫТ И РАБОТА

Жили ликвидаторы в брезентовых солдатских палатках. Говорят, что кормили хорошо, «на убой». Занимались каждый своим делом, в зависимости от гражданской профессии: разбирали завалы, деактивировали помещения, работали на могильниках.

В могильники отправлялись и зараженная техника, которую нельзя было отмыть – танки, вертолеты. Фото: Союз Чернобыль Удмуртской Республики

В могильники отправлялись и зараженная техника, которую нельзя было отмыть – танки, вертолеты. Фото: Союз Чернобыль Удмуртской Республики

Конечно, работа была не из легких. А еще – очень однообразная. Ликвидаторы отмывали стены, полы и потолки в уцелевших блоках. Делалось это так: сначала измеряли уровень радиации, затем мыли поверхности специальными растворами, после наверх выкладывали свинцовые рулоны, их мыли и опять измеряли уровень радиации. И продолжалось это до тех пор, пока уровень радиации не показывал норму на определенном участке. Так делали во всей АЭС.

С подвалов вычерпывали воду, перевливали в пакеты, соскабливали землю, собирали снег и все это отправляли в герметичные глубокие могильники в земле. Ни миллиметра зараженного участка не должно было остаться.

«В диаметре 200 метров около станции грунт был вручную срезан от 10 см до 1,5 метров. Все приходилось делать солдатам».

Как долго ликвидаторы были в зоне поражения? Зависело от того, за какое время они получат допустимую норму облучения. Если получаешь выше нормы, отправляешься домой.

Ликвидаторы из Ижевска превысили допустимый уровень радиации за 3 месяца.

СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ

От радиации практически ничего не спасало. Всем выдавали маски-«лепестки». Но это лишь задерживало попадание пыли в организм. Еще носили прорезиненные свинцовые фартуки.

«Каждый фартук – 15 кг. На тебя четыре фартука вешают и бегай с ними, работай».

Облегчение настало, лишь когда накрыли «саркофагом» 4 энергоблок станции Фото: Союз Чернобыль Удмуртской Республики

Облегчение настало, лишь когда накрыли «саркофагом» 4 энергоблок станции Фото: Союз Чернобыль Удмуртской Республики

Кто-то изобретал свои собственные методы, чтобы защититься от радиации. Владимир Иванцов делится своей находкой:

«Нас не инструктировали, я своей башкой дошел. Я ни разу не принимал горячий или теплый душ, только холодный. Поры при холодной воде сужаются, а у нас облучение было внутреннее. Я посчитал, что так меньше попадет в организм радиационная пыль».

На объектах свои задания нужно было выполнить в кратчайший срок. Одна минута, чтобы скинуть зараженные объекты с кровли здания. 10 минут на работу на могильниках.

«Радиация свое гиблое дело делает, она проникает. Ее ж не видишь, не чуешь, не слышишь. Ничего абсолютно».

ОТДУШИНА

Как среди всего этого ужаса поддерживать боевой настрой? Было ли место для радости? На эти вопросы ликвидаторы отвечают наперебой, ни на секунду не задумываясь.

«Радостно было, когда разговаривали с родными по телефону, когда слушали по вечерам анекдоты со всей России. И когда наконец накрыли саркофагом 4-й энергоблок».

Саркофаг – это бетонное здание. По словам ликвидаторов, всем стало спокойно, когда им закрыли четвертый энергоблок, на котором и произошел взрыв:

«Было приятно на душе, что наконец то укротили его».

Ликвидаторы даже могут посмеяться, вспоминая это непростое время

Ликвидаторы даже могут посмеяться, вспоминая это непростое время

Фото: Амир Закиров

ПОСЛЕДСТВИЯ

После аварии была создана организация «Союза Чернобыль» в Ленинском районе – одна из самых дружных и сплоченных. Они одними из первых стали поддерживать друг друга, несмотря ни на что.

Все чернобыльцы вернулись домой с букетом заболеваний. В их удостоверениях указано, что они были подвержены лучевой болезни. Пока наука не знает, как ее лечить. Но ликвидаторы – народ сильный. И шутят даже на такую серьезную тему.

«У каждого по 8-10 хронических заболеваний. Спрашивает врач: у вас какая болезнь? Отвечаю: какую надо, ту и пишите, все есть».

Ищите нас в Telegram и Viber – там самая актуальная и оперативная информация от «КП-Ижевск».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

- Родителей приглашают на бесплатный вебинар «Когда нужно менять школу и какая альтернатива есть в Ижевске?»