Премия Рунета-2020
Ижевск
-10°
Boom metrics
Общество5 февраля 2024 14:10

Размышления о поисках себя, зависимостях и доброте: в Ижевске подведены итоги конкурса по журналистике

Школьники Удмуртии проверили свои творческие способности и пополнили портфолио перед поступлением в вуз
Полина ШУСТОВА, Миройя САДОВНИЧАЯ, Руслана ГАЛАНОВА, Виктория БОЯРШИНОВА, Адэлина БАТУЕВА, Анастасия ПОВАЛИХИНА
Фото: elements.envato.com

Фото: elements.envato.com

С 1 ноября по 27 января в Ижевске проходил конкурс среди школьников «Профессия журналист. На шаг ближе». Ребята из 9-11 классов пробовали свои силы в трех номинациях, получали обратную связь от экспертов и постепенно погружались в мир медиа.

Все участники серьезно отнеслись к заданиям, – преподаватели и работники СМИ отметили глубокую проработку выбранных тем, нестандартный подход и сильные личности авторов, которые просматриваются в каждом тексте.

Публикуем работы, которые вышли в финал первого конкурса.

Следите за новостями сайта KP.RU в Ижевске и портала IZHLIFE, задавайте вопросы эксперту ВКонтакте. Скоро мы сообщим о старте нового конкурса.

Партнеры проекта: медиахолдинг Centre digital & media, Удмуртский государственный университет, Институт удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики.

Шустова Полина

Гимназия № 56, г. Ижевск

Фото: elements.envato.com

Фото: elements.envato.com

Кем быть или не быть?

Человеку в жизни часто приходится принимать важные решения, от которых зависит будущее. Подростки, например, в какой-то момент жизни сталкиваются с важнейшим выбором – выбором будущей профессии.

Начинается все с вопросов «Кем ты хочешь быть?», «Кем ты станешь?». И ответы получаются разные: от четкого и обдуманного «хочу стать…» и «мечтаю быть…» до честного «не знаю». Последнее можно услышать чаще, потому что подросток еще по-настоящему не задумывался над этим вопросом. Но и уверенные ответы «хочу стать…» и «мечтаю быть…» не доказывают, что подросток уже сделал профессиональный выбор, тем более правильный.

А многие ли подростки, прежде чем сделать выбор в пользу той или иной профессии, понимают, что она из себя представляет? В чем ее сложности и преимущества? Даже если такие ребята есть, многим из них достаточно общей информации, чтобы быстро сделать свой выбор и иметь ответ на тысячи похожих вопросов: «Почему ты не можешь сделать выбор?», «Как? Ты еще не определился, куда будешь поступать?», «Кем будешь работать в будущем?» и тому подобное. Делая профессиональный выбор таким образом, ребята могут связать свою жизнь со случайной профессией.

Подростку трудно сделать профессиональный выбор даже тогда, когда судьба сводит его с профессией мечты, когда он проходит, так сказать, профессиональные пробы. И в этом случае подростки сталкиваются с трудностями выбора. Например, оказывается, что для выбранной профессии нужна особая подготовка, углубленные знания, много практики, хорошее здоровье, а подросток об этом и не догадывается. Просто в подростковом возрасте задумываться об этом совсем не хочется.

Самым простым и логичным решением будет поиск информации в интернете. Там можно найти все, начиная с изучения статей и до просмотра видео от профессионалов своего дела или тех, кто уже сделал свой выбор. Как хорошо, что в наше время есть такая возможность. Таким образом, знакомясь с материалами, мы узнаем не только о плюсах, но и о минусах профессий.

Отличным вариантом будет посещение дней открытых дверей в учебных заведениях или экскурсии на предприятия, где все расскажут и покажут. Там можно задать вопросы, ответы на которые сложно найти самостоятельно. Опробовав этот вариант, вы точно будете иметь представление насчет своего выбора.

Все это и многое другое – результат большой работы, которая называется профориентация. Школам знакома эта деятельность. Но с сентября 2023 года во всех российских школах внедрена еще и единая модель профориентации «Россия – мои горизонты» в рамках проекта «Билет в будущее». Занятия в рамках внеурочной деятельности проходят в 6-11 классах. Уроки нацелены на формирование у школьников готовности к выбору профессии, на знакомство с многообразием профессий. И вот уже исследование, проведенное Минпросвещения РФ и Фондом гуманитарных проектов, показало, что треть учеников определилась с выбором будущей профессии; еще треть определилась, но у них есть вопросы и сомнения; 16-21%, в зависимости от возраста, отмечают, что у них определенности нет совсем или скорее нет. Так же выявилось несколько проблем: большинство учеников ориентируется не на свои желания и потребности, а хотят поступить хотя бы куда-нибудь; намерение выбирать направление без понимания необходимого и достаточного уровня образования; только в сфере медицины и общественных наук учащиеся уверены в карьерной траектории; большинство ориентируется на выбор родителей, друзей, авторитетных взрослых, а не на свои желания и потребности.

Подводя итог, профессиональный выбор – это очень важный этап в жизни каждого человека. Тут предстоит большая работа над собой. Если вы, не торопясь, будете узнавать лучше себя и свои желания, это обязательно приведет вас к правильному выбору любимой профессии.

Миройя Садовничая

Школа № 93, г. Ижевск

Фото: elements.envato.com

Фото: elements.envato.com

Алкогольная зависимость молодежи

Алкоголизм – это процесс, имеющий свое начало, свои этапы, финал. Алкоголизм разрушает все сферы человеческой жизни – физическое и психологическое состояние, социальную жизнь.

Статистика: социологические исследования утверждают, что в молодежной среде уровень алкоголизации является необычайно высоким и постоянно растет. В возрасте от 12 до 22 лет, с той или иной частотой, алкоголь употребляют около 82% людей. Средний возраст, с которого подростки начинают употреблять алкоголь, составляет 13-15 лет. По статистике каждый третий младший школьни уже знаком с алкоголем. Почти 40% из них впервые попробовали спиртное в 7 лет, около 5% – в 8 лет, а 15% – еще в дошкольном возрасте.

Почему алкоголизм продолжает развиваться среди подростков? Или почему появляется желание выпить? Обычно на это влияют а психологические, та и биологические факторы, а та же внешняя среда, которая окружает подростка.

Ребенок общается с родителями, перенимает их привычки, действия, манеру речи, черты характера. Видя, что родители пьют, он та же хочет попробовать. Дефекты воспитания нередко усугубляются негативным влиянием сверстников. В большинстве случаев дети алкоголиков попадают в асоциальные подростковые группы. Пребывание в кругу таких «друзей» оборачивается морем алкоголя и еще чего похуже.

Та же излишняя любовь к алкоголю может быть унаследована. Влияют факторы психологического состояния подростка, давление со стороны родителей, сверстников, проблемы личного характера и прочее. Все это, возможно, приводит употреблению спиртного.

Герой нашего интервью подростком начал выпивать, а затем злоупотреблять алкоголем. Он решил поделиться своей историей, пожелав остаться анонимным.

– Как ты пришел употреблению алкоголя в столь юном возрасте? Что, по-твоему, сподвигло тебя на это?

– Я пришел употреблению алкоголя, потому что связался с компанией постарше. А там уже пошло и поехало. Сподвигла мысль: «А чем я хуже?»

– В какой момент, по-твоему, ты перешел грань между употреблением алкогольных напитков в норме и зависимостью от него?

– Наверное, когда я впервые попробовал алкоголь, мой организм не понял этого, но я не мог знать, что алкоголь сделает меня зависимым. Всегда думал: «Это последняя – и все, бросить же легко».

– Чем алкоголь помогал твоей жизни на тот момент? Облегчал ли он ее (жизнь) или, наоборот, усложнял?

– Поначалу усложнял, потому что я не понимал его суть, а после уже просто «хотелось».

– Если твои родители узнали бы о твоей алкогольной зависимости, ты думаешь, как бы они отреагировали?

– Они бы меня не поняли и не поддержали бы, скорее всего – в вытрезвитель отправили бы или куда похуже.

– Поощряли ли твои друзья огромное количество алкоголя или останавливали?

– Я из-за друзей и начал его пить, так что, скорее, поощряли, даже слишком.

– Что сподвигло тебя отказаться от алкоголя?

– Слишком сильная зависимость. Я перестал себя узнавать, просыпался с головной болью и весь опухшим, мой желудок и печень сходили с ума.

– Как ты считаешь, семинары, мероприятия по поводу алкогольной зависимости помогают подросткам или нет? Ходил ли ты на такие?

— Смотря, заинтересованы они в этом или нет. Лично я не ходил, потому что считал, что со мной все обойдется.

– Что бы ты посоветовал подросткам, которые оказались в такой же ситуации?

– Я бы посоветовал поделиться с близкими насчет своей проблемы, не важно, кто это, друзья, родители, найти поддержку для себя вместо употребления алкоголя.

Осознание, что алкоголь вредит организму, должно прийти человеку, не важно, в каком он возрасте, тогда он и сможет завязать со своей зависимостью, главное, чтобы появились желание и стимул.

Фото: elements.envato.com

Фото: elements.envato.com

Наркотическая зависимость молодежи

Наркомания – эта болезнь страшнее алкогольной зависимости. Наркотики калечат разум, тело и все, чего коснутся. Неблагоприятное воздействие на человеческий разум и тело продолжается еще долго после того, а прошел эффект от приема какого-либо наркотика.

Статистика: данные Министерства внутренних дел России свидетельствуют, что 70% употребляющих наркотики – это подростки. По крайней мере, они один раз пробовали наркотические или токсикоманические вещества.

Зависимость от наркотиков у подростков формируется очень быстро, что связано с особенностями растущего организма и обменом веществ. Наркологи утверждают, что достаточно 1-2 раза попробовать наркотики, чтобы стать зависимым от них. Причины, по которым подростки начинают употреблять наркотики, те же самые, что и при алкогольной зависимости: недостаток внимания со стороны родителей, а также психологическое состояние подростка, биологические факторы, его окружение и личные проблемы.

Герой нашего интервью употреблял запрещенные вещества в подростковом возрасте. Он решил поделиться своей историей, но пожелал остаться анонимным.

– Расскажите о том, а начали употреблять наркотики, какие факторы вас привели такому шагу?

– Был довольно трудный период в моей жизни, друзья дали попробовать один раз, «дабы расслабиться». Затем мне понравился такой эффект, и я хотел большего.

– Возможно, вас пугало что-то в употреблении наркотических веществ, ведь что-то сподвигло в будущем вас остановиться. Что же это было?

– Я начал бояться, что в определенный момент совсем потеряюсь и больше не смогу контролировать свои действия, даже когда не нахожусь под влиянием веществ.

– Согласны ли вы с мнением, что бывших наркоманов не бывает?

– Если человек захочет, он способен на многое, даже побороть такую едкую зависимость. К счастью, я не испытал это на себе, ведь пробовал только «легкие», да и то только два раза, хотя и этого хватило.

– Что бы вы посоветовали людям, которые попали в такую ситуацию?

– Посоветовал бы не попадать в нее, ведь употреблять наркотические вещества легко, а перестать – сложно. Лучше изначально обратиться к специалистам, есть масса решений проблем вместо того, чтобы начинать употреблять. В будущем этот выбор повлияет на всю жизнь человека.

Любая зависимость, неважно от чего, плохо влияет на человека, и обратной дороги может не быть. Сложно перебороть себя, лучше не пробовать и не начинать.

Руслана Галанова, Виктория Бояршинова, Адэлина Батуева, Анастасия Повалихина

Лицей № 1 им. Надежды Константиновны Крупской, г. Камбарка

Фото: elements.envato.com

Фото: elements.envato.com

Спорт – это жизнь

Спорт – это жизнь. Это выражение знают абсолютно все, его произнес французский спортивный и общественный деятель Пьер де Кубертен. Великий человек и великая фраза.

Спорт позволяет контролировать вес, предотвращает заболевания, обеспечивает крепкий сон, насыщает головной мозг дополнительным кислородом и улучшает настроение. Без него (спорта) человек не представляет свою жизнь как сейчас, так и за много лет до нашей эры. Конечно, мы не говорим о профессиональном спорте, но ведь небольшую пробежку с утра или уроки физической культуры тоже можно отнести к спортивным занятиям. Не так ли?

Ну а сколько видов спорта существует, каждый и не назовешь! Разделить их можно на зимние и летние. Но ведь не только бег, катание на лыжах или игровые виды спорта существуют. Есть спорт, подразумевающий использование собственного интеллекта, например, шахматы, сборка кубика Рубика и многое другое.

Олимпийские игры, которые начались в 776 году до нашей эры, проходили в Южной Греции и до сих пор проводятся каждые 4 года. И это большое достижение и гордость! В состязаниях участвуют лучшие из лучших. И конечно же, испытываешь гордость, когда на пьедестале стоят наши спортсмены.

Фото: elements.envato.com

Фото: elements.envato.com

Доброта спасает мир

Доброта – это положительное и важное качество для людей. Важно, чтобы этим качеством обладал каждый человек. Добрый человек всегда готов прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. В народных сказках добро всегда побеждает зло. Люди становятся донорами для больных, помогают бездомным людям и животным, помогают с лечением детям. Также с добротой ассоциируется волонтерство.

В Удмуртии, а именно в Сарапуле, есть специальная школа, где учатся дети с ограниченными возможностями. У нас в Камбарке есть дети с ОВЗ, с которыми мы проводили мероприятие. Детям нравится, когда им уделяют внимание и что-то с ними проводят.

Нужно призывать людей к доброте и волонтерству, потому что доброта спасает мир и делает жизнь каждого чуточку светлее.

Фото: elements.envato.com

Фото: elements.envato.com

Берем учебу в свои руки

Мы, учащиеся лицея № 1 имени Надежды Константиновны Крупской города Камбарки, хотели бы поделиться с учащимися других школ продвижением ученического самоуправления в нашем учреждении. С течением времени сменяются поколения школьников, каждый год ребята приходят со свежими идеями, а мы воплощаем их. Что же такое УСУ?

Ученическое самоуправление – возможность учащихся влиять на учебный процесс, создавать комфортные условия для учебы, принимать участие в различных форумах и организовывать различные объединения для обсуждения школьных мероприятий. Наша школа – государство, в котором есть органы власти: ученики-активисты. Существует должность президента школы, который контролирует должность министерств: образования, спорта, досуга и культуры, медиа и порядка. Каждое из министерств отвечает за определенную сферу урочной и внеурочной деятельности.

Министерство образования, к примеру, проводит рейды состояния учебников и тетрадей, интеллектуальные мероприятия, следит за успеваемостью учащихся. В третьей – самой длинной четверти – представители министерства образования (1 человек от каждого класса) проводят акцию для повышения мотивации к учебе «Кешбэк». Каждый учащийся школы может получить сертификат на дополнительную пятерку. Например, дополнительную пятерку по любому предмету можно получить, заработав за неделю пять пятерок по разным предметам. Такой способ получения оценок мотивирует учеников к получению новых знаний и способствует общему улучшению успеваемости учащихся школы.

Министерство спорта отвечает за активных отдых ребят. Представители каждого класса еженедельно собираются в отведенном месте, обдумывая планы креативных состязаний. Помимо футбола, баскетбола, волейбола ребята из министерства спорта ввели соревнования по скоростной сборке кубика Рубика «Спидкубинг», по зимним забавам (снежки, лепка снеговиков на скорость и качество и многое другое), лапте, теннису, беге в мешках. Комментарий министерства спорта:

«Глава нашего министерства – Сергей Сергеев, ученик 11 класса. Сергей принимает активное участие в жизни школы, неоднократный участник спортивных мероприятия, защищал честь лицея и района. У него есть все необходимые качества для должности руководителя министерства: ответственность, харизматичность, общительность, целеустремленность, упорство и умение эффективно планировать свое время.

Куратор нашего министерства – Елена Анатольевна Гареева. Елена Анатольевна присоединилась к нам только в этом году, но сразу же вошла в работу. Она поддерживает нас в наших идеях и помогает их реализовать, помогает, если у нас не получается, и подбадривает в трудные моменты.

В нашем министерстве работают ребята с 5 по 11 класс. Мы собираемся каждую среду и обсуждаем новые идеи для соревнований, если нужно, то корректируем и обговариваем нормативы. В министерстве спорта практически все спортсмены выступают за лицей. Мы спрашиваем у представителей классов о ребятах, которых можно взять на соревнования».

Министерство порядка отвечает за дисциплину и соблюдение устава школы. Министр регулярно проводит рейды по состоянию учебников, тетрадей и канцелярских принадлежностей учащихся.

Министерство культуры и досуга занимается вопросами проведения школьных елок, мероприятий для ребят разных возрастов, разрабатывает креативные сценарии для концертов и линеек.

Министерство медиа – «сорока-белобока» нашей школы. Ребята, отвечающие за работу этого министерства, составляют посты для публикаций в сообщество лицея.

В Год молодежи мы хотели бы ввести систему УСУ во все школы нашей Удмуртии, поскольку учебный процесс после введения ученического самоуправления будет увлекательнее, а также сами учащиеся смогут контролировать проведение различных мероприятий.