Премия Рунета-2020
Ижевск
-29°
Boom metrics
Общество7 ноября 2023 7:30

Остается только привыкать: почему общественный транспорт Ижевска оснащают валидаторами

В общественном транспорте Ижевска все чаще появляются валидаторы: разобрались в причинах
Татьяна КОЛЕГОВА
Всё чаще в общественном транспорте Ижевска мы можем встретить валидаторы вместо кондукторов

Всё чаще в общественном транспорте Ижевска мы можем встретить валидаторы вместо кондукторов

Фото: Амир Закиров

Уже не первое десятилетие нас пугают мысли о том, что людей могут заменить роботы и другие умные технологии. Как лошадь когда-то сменил автомобиль, так и человек останется на задворках истории. Однако практика показывает, что различные технологии в нашей жизни все же помогают нам, а не заменяют. Вместе с коллегами из «Ъ-Удмуртия» разобрались, зачем в Ижевске все больше маршрутов общественного транспорта оснащают валидаторами, почему этот процесс неизбежен и какая технология сменит и их.

ОПЫТ ИЖГЭТ

С конца октября «ИжГЭТ» ввел бескондукторную систему на троллейбусном маршруте №4 и №11. Вскоре валидаторы появятся в трамваях №4 и №8 (выбор сделан в пользу маршрутов с наименьшим пассажиропотоком). Пресс-служба предприятия пояснила «Ъ-Удмуртия», что одним из решающих факторов введения стала острая нехватка кондукторов. Если кадровая ситуация продолжит ухудшаться, появятся новые маршруты с валидаторами.

«На сегодняшний день 87-90% пассажиров оплачивают проезд безналичными средствами и только 10-13% пассажиров используют наличные. Более того, время не стоит на месте, развиваются технологии для обеспечения пассажира билетом, как факт подтверждения оплаты проезда», - рассказали в пресс-службе «ИжГЭТ».

В администрации Ижевска уточнили, что кондукторы будут работать на более загруженных маршрутах трамваев и троллейбусов.

«На маршрутах с валидаторами оплатить проезд можно будет транспортными или банковскими картами, либо наличными у водителя. Штраф за безбилетный проезд составит 500 руб., при повторном нарушении в течение года - 1 тыс. руб.», - уточнили в администрации.

Специалист устанавливает валидатор в трамвае. Фото: Пресс-служба администрации Ижевска

Специалист устанавливает валидатор в трамвае. Фото: Пресс-служба администрации Ижевска

По словам «ИжГЭТ», стоимость установки одного валидатора составляет 50 тыс. руб. Полностью отказаться от кондукторов в пользу такой платы предприятие не планирует.

«Работа кондукторов в трамваях и троллейбусах полностью нас устраивает. Кондуктор выполняет свою работу, не допускает бесплатного проезда и следит за порядком в салоне. Но, к сожалению, ситуация с острой нехваткой кондукторов подвела нас к такому решению. Сегодня наша задача удержать выпуск трамваев и троллейбусов на маршруты города», - прокомментировали в «ИжГЭТ».

Чтобы переход на систему оплаты без кондукторов был более мягким, первые дни в салонах будет находиться консультант, который ответит на все вопросы. Также будет усилен контроль на линии, чтобы избежать роста количества безбилетников.

«Пока мы не можем сделать конкретных выводов о росте количества безбилетных пассажиров. Со своей стороны надеемся на сознательность наших пассажиров и понимание необходимости работы с бескондукторной системой», - добавили в пресс-службе «ИжГЭТ».

ОПЫТ ИПОПАТ

Но первые валидаторы в Ижевске появились в автобусах в 2022 году. Сейчас работают 20 автобусных маршрутов без кондукторов, 18 из которых запустили в 2023 году.

«Нам удалось частично решить вопрос с нехваткой кондукторов, снизить нагрузку водителей, работающих без кондуктора, выровнять интервалы движения за счет сокращения времени на посадку и высадку пассажиров на остановках. Пассажиры довольно быстро освоили новый способ оплаты проезда, на сегодняшний день критические жалобы на работу оборудования отсутствуют. В наших планах оснастить весь парк валидаторами, но полного перехода на бескондукторную систему не будет. Сокращения кондукторов не планируется», - рассказал исполнительный директор АО «ИПОПАТ» Руслан Гиниятов.

В ИПОПАТ отметили, что существенного увеличения количества «зайцев» не наблюдают.

«Рост есть, но он незначительный. На всех бескондукторных маршрутах усилен контроль. Мы расширили штат контрольно-ревизионной службы», - сказал Руслан Гиниятов.

Валидаторы работают во многих городах России

Валидаторы работают во многих городах России

Фото: Михаил ФРОЛОВ

А ЧТО В БУДУЩЕМ?

Валидаторы - неизбежный промежуточный этап развития умной инфраструктуры крупных городов. Нам остается только привыкать к такой системе оплаты и готовиться к новым переменам - на смену валидаторам вскоре могут прийти и другие технологии.

«Уже сегодня разрабатываются модели бесконтактной оплаты не только конкретной поездки, но и всего маршрута различных комбинаций транспорта. То есть через некоторое время ни кондукторы, ни валидаторы не понадобятся – пассажир пользуется городской транспортной инфраструктурой, а деньги за проезд списываются с банковской или транспортной карты с заданной частотой, например один раз в сутки. Все необходимые ИТ-технологии для этого в наличии», - пояснил кандидат экономических наук, техноброкер Сергей Гатауллин.

Ищите нас в Telegram и Viber – там самая актуальная и оперативная информация от «КП-Ижевск».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Новая волна тепла: синоптики рассказали о погоде в столице Удмуртии на ближайшие 7 дней

Жители Удмуртии вновь наблюдали над республикой полярное сияние