Премия Рунета-2020
Ижевск
+19°
Boom metrics
Общество22 мая 2024 12:20

Может ли быть депрессия от нейросетей: история иллюстратора Елены Баренбаум из Ижевска

Художница из столицы Удмуртии рассказала о плагиате и своих картинках в корейском сериале
Иллюстратор Елена Баренбаум.

Иллюстратор Елена Баренбаум.

Фото: Мария Бакланова. Перейти в Фотобанк КП

Елена Баренбаум работает почти со всеми крупными издательствами России. Ее работы пользуются популярностью в интернете. Она может легко и быстро заработать огромные суммы. И при этом уверена, что общество вполне может обойтись и без ее услуг. Еще больше откровений – в беседе с иллюстратором.

Работа на планшете

В семье Елены никто не увлекался искусством. Мама – врач, а папа – инженер. Но маленькая Лена подружилась с карандашами еще в детстве. Но после школы поступила учиться на психолога.

А потом увлеклась дизайном. Вместе с коллегами из дизайнерского бюро разрабатывала интерьеры, а чтобы порадовать заказчика, дорисовывала что-то милое. Например, собачку в гостиной.

Елена предпочитает работать на планшете.

Елена предпочитает работать на планшете.

Фото: Мария Бакланова. Перейти в Фотобанк КП

Чтобы процесс работы был быстрее, Елена попросила своего начальника купить графический планшет. На нем она стала рисовать мультяшки для своего удовольствия… И поняла, что интерьеры ее больше не интересуют.

Елена в принципе предпочитает традиционным краскам и карандашам современные технологии. По ее словам, писать на холсте слишком затратно и не выгодно. Если картину можно продать лишь одному человеку, то иллюстрации могут приобрести множество людей.

Плагиат

Елена купила свой планшет и погрузилась в творчество.

Первую иллюстрацию – девочку на скамейке с котиком – Елена опубликовала в соцсетях. Друзья поддержали, а муж не понял: для него рисование картинок – это снижение некого социального статуса.

Милые картинки Елены имеют свой узнаваемый стиль. Фото: предоставлено героиней

Милые картинки Елены имеют свой узнаваемый стиль. Фото: предоставлено героиней

Елена признается, что поначалу картинки срисовывала у других иллюстраторов. Например, ей очень нравились рисунки Паскаля Кэмпиона и Лизы Гланц. Последняя очень вдохновляла художницу! Кстати, Лиза как-то обнаружила «плагиат» в рисунках Елены и написала ей: «Совесть-то поимей». В итоге Елена пришла к своему стилю.

Сейчас она замечает, что ее рисунки тоже копируют. Но она относится к этому спокойно: «Это такой процесс – воруй как художник. Все одинаково проходят этот путь – кто-то кому-то понравился, позаимствовал, а потом рождается что-то свое, некий микс, коктейль».

Признание

Спустя время Елена стала продавать свои иллюстрации на стоках – сервисах с картинками, которые может купить любой желающий.

Ее стиль начали узнавать: котики, зайчики, люди и парочки – милое обращение к внутреннему ребенку. Одна из узнаваемых серий – рисунки про Розмари, пухленькую даму. Она появилась после развода Елены с мужем. Художница тяжело переживала расставание, а создание Розмари имело некий психотерапевтический эффект. Лена пыталась понять, можно ли быть счастливой в одиночестве с котами.

Удивительная Розмари. Фото: предоставлено героиней материала

Удивительная Розмари. Фото: предоставлено героиней материала

У Розмари чуть позже появился бойфренд, и она даже выходила «погулять» по Ижевску: картинки с героиней украшали стены местного ресторана «Пряный кролик».

Одна из иллюстраций Елены появилась в популярном корейском сериале «Игра в кальмара» (18+). Ее зайчиков выкупили на фотостоке за 800 долларов и понеслось: подписчики, популярность, приглашение на интервью. А вот Елена не очень обрадовалась. Она рассказывает, что не была готова к такому вниманию. К тому же, многие люди ставят лайки на проходные, по ее мнению, картины. Хотя сейчас она понимает, что их можно наверняка теперь продавать подороже.

Работа в издательствах

Первую книгу Елена оформила для лидера ижевской группы KARENIN Александра Смакотина. Это был дебют в векторной иллюстрации.

Лена оценивает свою работу как не совсем свойственную ей: «Получились иллюстрации совершенного не моего стиля. Я вообще не рассматривала для себя иллюстрации в книжках. Я их рисовала больше для имиджа, для статуса – да, у меня есть и вот такой продукт. Стоки меня кормили, а сейчас как-то приходится жить без них».

Сейчас она рисует почти для всех крупных издательств России. И даже работала с американским – говорит, подход к процессу там отличается. Особенно художницу поразила педантичность американцев.

«Они, например, могут сосчитать количество пуговичек на рубашке у героя и проследить, чтобы оно везде совпадало, чтобы эти самые пуговички везде были одинаковыми. Там много работы над каждой картинкой, много переделок, доделок. Но у них и сроки другие, и оклады. Книга, которую я иллюстрировала, стала бестселлером, весь тираж продали. Поэтому я на роялти много заработала – больше миллиона рублей. Но такие цены нереальны и для России, и даже для Европы».

Но над продолжением книги трудился уже другой художник – с русскими перестали работать. Новый иллюстратор рисовал для мультсериала про Спанч Боба. Однако Елена прохладно оценивает его работу для издательства.

Результат работы с американским издетльством.

Результат работы с американским издетльством.

Фото: Мария Бакланова. Перейти в Фотобанк КП

Обычно на иллюстрации для книги у художницы уходит 2-3 месяца. Но бывает, что и полгода, и год. Оформлять может по несколько книг одновременно.

«Иллюстрация – это то, что меня кормит. При этом я еще и психолог. Иногда. Я даже устроена в клинике, – рассказывает Елена. – Психология для меня, скорее, как некий объект интереса. Я все учусь где-нибудь, получаю корочки. Вот недавно выучилась на психиатрию для психологов. Меня просто «тащит» от учебы. Я узнаю что-то про людей, про себя, про способы влияния на свое состояние. И мне гораздо интереснее, например, в интернете по психологии послушать лекции, чем про художников, историю искусств или как что-то рисовать».

У Елены есть псевдоним для зарубежных издательств – Фарб, который переводится с немецкого как «краска».

Отношения с нейросетями

Лена говорит, что уже замечает, как искусственный интеллект (ИИ) заменяет людей в разных сферах. Например, раньше для визуальной рекламы обращались к художникам, а теперь – к нейросетям.

Она считает, что среди сгенерированных картинок есть удачные персонажи.

«Это даже не очень серьезная конкуренция, а потеря места художника в мире. Одно дело – обычные художники, где чистое творчество. А в случае с коммерческой иллюстрацией, которая направлена на то, чтобы вызвать эмоцию, желание купить или подарить – тут ИИ полностью выигрывает. Ведь кроме проработки деталей, которую ты руками никогда не сделаешь, картинки у них получаются очень яркие. ИИ же учится у нас, то есть художников, причем, самых лучших. И я не знаю, как мы потом нарисуем что-то подобное. Я, честно, чувствую его давление и очень сильно», – сетует Елена.

Однако она все равно продолжает совершенствоваться в своем ремесле – учится анимировать картинки, например. В этом году Елена написала собственную книгу о том, как создавать иллюстрации. Выпустить ее предложило издательство «Эксмо».

Елена долго трудилась над книгой. За это время случилась пандемия, санкции, развитие ИИ. Даже сама профессия иллюстратора изменилась. Гонорар вряд ли будет большим, книга для Елены – имиджевая история.

Ищите нас в Telegram и Viber – там самая актуальная и оперативная информация от «КП-Ижевск».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Театральный фестиваль, фильм «Майор Гром: Игра» и открытие музыкальных вечеров у Ротонды: куда сходить в Ижевске с 21 по 24 мая

Готовить нельзя съесть просто так: где поставят запятую ижевские сыроеды?

Хочу домой: пушистый лучший друг ждет тебя