Премия Рунета-2020
Ижевск
+14°
Boom metrics
Наука2 июля 2024 7:27

Кому куклы, а кому машинки: что не так с убеждениями о воспитании?

Психологи рассказали, откуда взялся стереотип, что ижевские мальчики – всегда технари, а девочки – гуманитарии
Как воспитать ребенка без влияния ограничивающих убеждений?

Как воспитать ребенка без влияния ограничивающих убеждений?

Почему мальчиков упорно после школы отправляют получать «мужские» специальности вроде программиста, а девочек родители традиционно отправляют на низкооплачиваемые, но благородные гуманитарные профессии? Откуда растут ноги в стереотипе о воспитании детей? Разбирались вместе с психологами Анастасией Шакировой и Эммой Райман.

Откуда убеждение?

Так сложилось, что мальчиков записывают в «физики», не особо интересуясь их реальными способностями, еще со стародавних времен. Девочкам стараются навязать роль «лирика», усадить за фортепиано, привить интерес к литературе… В общем, сделать тургеневскую барышню. Так было раньше, когда мужчина являлся главным добытчиком в семье, а женщина могла только хранить домашний очаг. В современном мире этот стереотип является устаревшим, поскольку женщины имеют право получать достаточно прикладные профессии. Однако многие ижевчане продолжают упорно разделять своих детей на технарей и гуманитариев по половому признаку.

По словам Анастасии Шакировой, нашему мозгу сложно выйти за рамки привычной для него среды. Поэтому он выбирает наиболее простые для себя пути – идти по проторенной дорожке стереотипов. Кроме того, такие предубеждения могут быть попыткой подогнать детей под нечто усредненное.

«Проще организовывать воспитательный процесс, исходя из этого стереотипа. Если считать, что мальчики больше склонны к точным наукам, тогда давайте больше грузить их этим. Подгоняя под это школьную программу, соответственно. Это история не про индивидуальный подход, а про коллективный, когда личность ребенка не выделялась в образовательной среде», – говорит психолог.

Мы узнали, как с этим обстоит у молодых ижевчан. Никита Кутявин поступил на гуманитарное направление «регионоведение» в УдГУ и оказался единственным парнем в группе. Большая часть его занятий проходила с направлением «международные отношения», где из более чем 20 человек было всего 5 парней. Он предполагает, что большое количество девушек на подобных факультетах получают образование исходя из навязанных установок – мол, женская профессия должна быть связана с коммуникацией, знанием языков и путешествиями.

Последствия стереотипов

Главная проблема в попытке разделить детей по половому признаку на гуманитариев и технарей в том, что игнорируются истинные способности и интересы подрастающего поколения. И если раньше такой подход отлично вписывался в идею коллективизации, то сейчас тенденция изменилась.

«Мы начинаем взращивать в ребенке индивидуальность, смотрим на его особенности и склонности. И остается только ждать и надеяться, что в сознании учителей этот стереотип изменится. И мы перейдем к тому, что нужно все-таки смотреть на ребенка по его индивидуальным особенностям», – объясняет Анастасия Шакирова.

Во многом из-за не индивидуального подхода к воспитанию сейчас мы имеем большое количество взрослых людей, которые до сих пор ищут себя. Все потому, что их интересы и таланты никто не учитывал, а они сами не научились слушать себя и оценивать свои способности.

По мнению психолога Эммы Райман, стереотип влияет на самооценку. Девочки могут чувствовать себя неуверенно в математике из-за отсутствия поддержки и положительных примеров. А мальчики совсем не развиваются в гуманитарной сфере, потому что к ним проявляют больше снисхождения. Мол, зачем ему знать историю – он технарь! А между тем, это важно для всестороннего развития ребенка.

Стереотип о профессиях для мальчиков и девочек сформировался из-за влияния социума

Стереотип о профессиях для мальчиков и девочек сформировался из-за влияния социума

Яркий пример женщин в технических специальностях – Лилия Иванова, которая уже 44 года работает напайщиком на «БУММАШе» холдинга «Сибирская Промышленная Группа». Здесь, на заводе, она ценный кадр – единственный специалист в своей области.

«Я выбрала профессию, которую традиционно считают мужской и совсем не гуманитарной. Но за все годы ни разу не возникло мысли сменить ее. Как поется в песне Иосифа Кобзона: «Я люблю свой завод и горжусь тем, что я современный рабочий». Приятно видеть, что результат моего труда приносит пользу, а мужчины-коллеги воспринимают нас, женщин трудовых профессий, как равных. При этом я всегда чувствую поддержку и заботу с их стороны. Они готовы протянуть нам руку помощи в любую минуту», – говорит Лилия Иванова.

Ижевские предприятия холдинга приглашают присоединиться к команде! Стабильная работа, корпоративный транспорт, индексация зарплаты и многое другое. Сотрудники СПГ – команда профессионалов.

Завод «БУММАШ», «ПромИнТех» приглашает на работу:

- токаря;

- кузнеца на молотах и прессах;

- слесаря МСР;

- контролера ОТК;

- подручного сталевара;

- электромонтера;

- слесаря-ремонтника;

- машиниста мостового крана;

- инженера-программиста станков ЧПУ;

- слесаря по сборке и испытаниям запорно регулирующей арматуры;

- инженера-конструктора;

- инженера-технолога.

«Ижевский Завод Изоляции» приглашает на работу:

- стропальщика;

- контролера качества;

- оператора линии внутреннего покрытия;

- электромонтера по ремонту линии;

- подсобного рабочего;

- уборщика производственных и служебных помещений.

Подробности по тел.: 8 (3412) 310 600, 8 (3412) 655 815. Стань частью команды Холдинга СПГ!

Как избежать стереотипа в воспитании

Эмма Райман отмечает, что социальное воспитание и культурные нормы формируют в детях понимание того, что хорошо, а что плохо. Например, мальчику нельзя плакать, можно играть в машинки. А девочке можно плакать, учиться шить и вязать, играть в куклы.

Как утверждает психолог Анастасия Шакирова, концепции по всестороннему развитию ребенка поощряют, чтобы дети играли с разными видами игрушек.

«Абсолютно нормально, если мальчики будут играть с куклами, а девочки с машинками. Это значит, что они будут расширять свои навыки, потому что игры с машинками и куклами требуют наличие разных способностей. Это позволит позитивно формировать у ребенка разносторонность, которая потом пригодится ему – гибкость мышления, умение справляться с разными ситуациями и находить в этих ситуациях себя», – считает она.

Изображение от freepik

Изображение от freepik