Премия Рунета-2020
Ижевск
+21°
Boom metrics
Экономика2 августа 2022 7:39

«Не может быть простых решений»: какая судьба ждет Ижевский автозавод

В ближайшие два месяца руководство АвтоВАЗа примет решение о загрузке мощностей ижевской площадки
Михаил Красильников
Ранее работники написали открытое письмо с просьбой сохранить производство

Ранее работники написали открытое письмо с просьбой сохранить производство

Фото: Амир Закиров

Автозавод «Lada Ижевск», который сейчас находится в простое из-за дефицита некоторых импортных комплектующих, закрывать не будут. Ранее работники написали открытое письмо с просьбой сохранить производство. Разобрались в ситуации вместе с коллегами из «Ъ-Удмуртия».

В августе-сентябре совет директоров АвтоВАЗа примет решение о том, как загрузить мощности ижевской площадки. В настоящее время власти региона и руководство завода находятся в постоянном контакте.

В августе-сентябре совет директоров АвтоВАЗа примет решение о том, как загрузить мощности ижевской площадки

В августе-сентябре совет директоров АвтоВАЗа примет решение о том, как загрузить мощности ижевской площадки

Фото: Алена Селезнева

По поручению главы Удмуртии Александра Бречалова председатель правительства республики Ярослав Семенов встретился с Виктором Назаровым, лидером профсоюзной организации автозавода. По его словам, в ситуации, которая сложилась на производстве, «не может быть простых решений». Сейчас АвтоВАЗ продумывает различные сценарии загрузки заводов в Тольятти и Ижевске и разрабатывает новую стратегию развития бренда Lada. Окончательные решения совет директоров компании примет в августе-сентябре 2022 года.

Ярослав Семенов заверил, что производство в Ижевске закрывать не будут. Ранее об этом же заявлял Александр Бречалов.

«На нашем особом контроле вопрос трудоустройства тех, кто в текущих условиях примет для себя решение сменить место работы или окажется вынужден это сделать. В республике есть несколько крупных производственных организаций, которые уже сейчас готовы принять на работу новых сотрудников, в том числе высококвалифицированных специалистов. Базы таких предприятий у нас есть», – отметил председатель правительства.

В июне на Международном экономическом форуме в Петербурге Александр Бречалов обсуждал судьбу Ижевского автозавода с Максимом Соколовым, президентом группы АвтоВАЗ.

«В этой ситуации мы благодарны властям Удмуртии за внимание и поддержку, которая оказывается «Lada Ижевск» в этот сложный период. Для сотрудников, не занятых на основном производстве, были оперативно организованы дополнительные работы, оплата за которые компенсирует сокращение заработка, а также предложены временные вакансии на других предприятиях Ижевска», – отметил тогда Соколов.

В конце июля коллектив автозавода в Ижевске опубликовал открытое письмо Владимиру Путину с просьбой сохранить предприятие и производство на ижевской площадке. Авторы письма сомневаются в необходимости переноса производства автомобилей Lada Vesta в Тольятти. Кроме того, рабочие не уверены в востребованности электрической версии Lada Largus, которую якобы планируют выпускать в Ижевске, – из-за нехватки в регионах инфраструктуры для зарядки.

«Уважаемый Владимир Владимирович! В 2010 году именно вы спасли наш Ижевский автозавод, не допустили банкротства и распродажи имущества и определили в качестве стратегического партнера АвтоВАЗ. Не допустите уничтожения лучшего автозавода России. Поручите руководству АвтоВАЗа максимально эффективно заняться поиском поставщиков для запуска производства Lada Vesta именно в Ижевске, где уже налажены все процессы производства и качества, а персонал умеет собирать лучшие российские автомобили»,– сообщается в письме.

Власти Удмуртии руководство завода находятся в постоянном контакте

Власти Удмуртии руководство завода находятся в постоянном контакте

Фото: Амир Закиров

1 августа неофициальный паблик предприятия в соцсети «ВКонтакте» Avtograd news сообщил о заморозке процесса переноса Lada Vesta в Тольятти – до особого распоряжения руководства компании.

Республика будет всеми силами стараться сохранить производство в Ижевске – об этом заявил Раиль Галиахметов, директор института «Цифровая экономика» ИжГТУ.

«Безусловно, решение будет приниматься на федеральном уровне с учетом мнения головного офиса в Тольятти, но надо, чтобы и интересы Удмуртии принимались во внимание. Ижевский автозавод обладает компетенциями, квалифицированными кадрами, нужно только найти вариант по посадке здесь каких-то новых моделей, организовать поставки комплектующих. Да, это могут быть не только российские, но и корейские или китайские марки. Главное – предприятие не должно стоять, но продолжать работу», – заявил он.

Важность автозавода для экономики республики отмечает и Николай Мамаев, руководитель регионального отделения «Опоры России».

«Я думаю, что правительство республики сейчас активно занимается его судьбой, чтобы сохранить производство, ведь в случае закрытия восстановить такое предприятие потом будет сложно. Санкции и различные ограничения, с которыми столкнулась промышленность России, не означают, что жизнь заканчивается. Наоборот, появляются новые возможности по запуску производств по импортозамещению», – подчеркнул эксперт.

По его мнению, в столице Удмуртии можно было бы создать особую экономическую зону и сделать льготы для компаний, выпускающих комплектующие для автозавода.

«Если кинуть клич и определить потребности заказчика, возможно, придут инвесторы, готовые вкладываться в организацию новых производств», – предположил Николай Мамаев.

Леонид Хазанов, промышленный эксперт, также считает, что Автозавод в Удмуртии обязательно нужно сохранить: на нем работают многие жители Ижевска, а значит, от производства зависит благосостояние их семей. Однако важным остается вопрос, как поступить с мощностями «Lada Ижевск». Эксперт уверен, что со временем проблема с комплектующими решится, а спрос на российские автомобили будет восстановлен. В таком случае нет смысла закрывать предприятие в Ижевске, потому что завод в Тольятти не справится с объемом производства.

«В любом случае банальное массовое сокращение персонала на «Lada Ижевск» с его последующим закрытием не выгодно ни властям Удмуртии, ни федеральному центру, так как оно чревато социальным взрывом и падением налоговых поступлений в бюджеты различных уровней», – отмечает Хазанов.

Справка КП

Ижевский автозавод был основан в 1965 году. В первые годы здесь выпускались автомобили «Москвич-408» и «Москвич-412», позднее стали собирать также «Иж-Комби», Иж-2126 «Орбита», автомобили-фургонов Иж-2715, ВАЗ-2104. В 1999 году акционером «Ижмаш-Авто» стала группа компаний «СОК», благодаря которой производство было модернизировано под выпуск KIA Spectra и KIA Sorento.

Предприятие останавливалось во время кризиса 2009 года – тогда оно находилось в предбанкротном состоянии. Проблема решилась, когда мощности по сложной схеме были проданы группе АвтоВАЗ, запустившей сборку ВАЗ-2107. Александр Волков, бывший в то время президентом Удмуртии, принимал в сохранении производства непосредственное участие – он обратился с соответствующей просьбой к Владимиру Путину.

В 2012 году в Ижевске начали собирать Lada Granta, которую позднее перенесли на площадку в Тольятти. С 2015 году с конвейера Ижевского завода сходила Lada Vesta и ее различные модификации: Lada Vesta SW, Lada Vesta SW Cross и Lada Vesta Cross.

Ищите нас в Telegram и Viber – там самая актуальная и оперативная информация от «КП-Ижевск».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

АвтоВАЗ примет решение о судьбе автозавода в Ижевске к сентябрю

Глава Удмуртии: «Сделаем все, чтобы сохранить производство на Ижевском автозаводе»