Общество

Подъем в 3 утра и строгий график: как работают трамваи в Ижевске?

А также - как чешские вагоны превращаются в современные трамваи
Так выглядит трамвайное депо ранним утром

Так выглядит трамвайное депо ранним утром

Фото: Амир Закиров

На этот раз в рамках проекта «Закулисье» мы расскажем о работе городских трамваев. Как кондукторы и водители добираются до службы, можно ли из старого чешского трамвая сделать современный, расскажет журналист «Комсомолки» Анастасия Захарова.

ЕСЛИ ОПАЗДЫВАЕШЬ - ЕДЕШЬ НА ТАКСИ

4:34 утра. Я стою в одиночестве на трамвайной остановке «Буммаш». На улице темно, очень хочется спать. Мимо проходит женщина. Через пару минут подтягивается еще несколько человек. Как и я, они ждут дежурный транспорт, который отвезет их в депо на Промышленную - там они получат все необходимое для работы. Мимо нас проезжает восьмой трамвай: он делает красивую петлю по кольцу, останавливается и впускает пассажиров.

Дежурный трамвай отправляется на смену до рассвета. Так выглядит его салон в 4:48

Дежурный трамвай отправляется на смену до рассвета. Так выглядит его салон в 4:48

Фото: Амир Закиров

Дежурный транспорт забирает людей ранним утром по всему городу: кондукторы и водители добираются до депо на дежурных трамваях, троллейбусах и автобусах. Первый вагон уходит в Металлург в 3:40 утра и забирает людей в 4:05.

- Стараюсь ложиться спать не позже десяти. Если опаздываешь, приходится брать такси. Но я однажды даже пешком прогулялась, - поделилась одна из женщин, сидящих в салоне. Она работает кондуктором на пятом маршруте.

Перед рейсом работники проходят осмотр у фельдшера. Если кондуктор или водитель плохо себя чувствует, на рейс выходит резервный работник.

После этого водители отправляются принимать трамвай - осматривают тележки, внешний вид вагона, тормоза, токоприемник, салон, маршрутные указатели.

После этого водители отправляются принимать трамвай - осматривают тележки, внешний вид вагона, тормоза, токоприемник, салон, маршрутные указатели.

Фото: Амир Закиров

В депо водители получают расписание движения, аудиоинформаторы, с помощью которых объявляют остановки. А еще – мобильные телефоны для связи с диспетчером. Кондукторы получают билетно-учётные листы, сумки, мобильные терминалы.

В депо водители получают расписание движения, аудиоинформаторы, с помощью которых объявляют остановки. А еще – мобильные телефоны для связи с диспетчером. Кондукторы получают билетно-учётные листы, сумки, мобильные терминалы.

Фото: Амир Закиров

Если трамвай первым заедет в депо по окончании смены, то он не выедет на следующее утро первым. Ночью перегонщики переставляют трамваи в правильном порядке. Это позволяет равномерно распределять нагрузку для водителей

Если трамвай первым заедет в депо по окончании смены, то он не выедет на следующее утро первым. Ночью перегонщики переставляют трамваи в правильном порядке. Это позволяет равномерно распределять нагрузку для водителей

Фото: Амир Закиров

В НАС БРОСАЮТ КАМНИ

Приезжаем в депо на Промышленную. Оно занимает огромную площадь. Именно здесь трамваи дожидаются своей смены. На отдельных путях в депо стоят вагоны, которые будут проходить плановый ремонт.

- У нас сейчас бич - дети. Они и «бомбочки» под колеса бросают, и камни в стекла, и на задних сцепных катаются, пытаются садиться даже на передние. Тогда водитель просто встает и никуда не едет, вызывает полицию и сообщает центральному диспетчеру. Но пассажиров же мы должны везти. Пока с этим справиться не можем, - объясняет Елена Райдер, заместитель главного специалиста по эксплуатации подвижного состава трамвайного управления ИжГЭТ.

- Самый яркий пример был в сентябре 2019 года: кондуктор увидела, что на задний сцепной прибор сели дети. Она вышла сделать им замечание. Они убежали, кондуктор отвернулась, и дети бросили в заднее стекло камень. Соответственно, мы не перевезли пассажиров, потому что эксплуатировать этот вагон мы уже не можем, - рассказал пресс-секретарь ИжГЭТ Сергей Черемных.

Трамваи осматривают дважды в день: утром, до начала смены, и вечером, после ее завершения. Проверяется как внешний вид, так и технические составляющие

Трамваи осматривают дважды в день: утром, до начала смены, и вечером, после ее завершения. Проверяется как внешний вид, так и технические составляющие

Фото: Амир Закиров

Стоят в депо и трамваи, давно снятые с городских маршрутов. Например, вот эти вагоны, с белой крышей.

Такие вагоны сейчас не увидишь на городских улицах

Такие вагоны сейчас не увидишь на городских улицах

Фото: Амир Закиров

А еще в депо стоит трамвай, на котором проверяют состояние контактных сетей. На его крыше находится вышка, с которой работники службы энергохозяйства осматривают контактный провод и могут устранить его неисправность. Он работает только по ночам.

А еще в депо стоит трамвай, на котором проверяют состояние контактных сетей. На его крыше находится вышка, с которой работники службы энергохозяйства осматривают контактный провод и могут устранить его неисправность. Он работает только по ночам.

Фото: Амир Закиров

- Синий цвет не особо практичный. Я сама бывший водитель трамвая, мой первый вагон был бело-голубой. Мое первое ДТП произошло, когда в меня въехала машина. Водитель говорил, что увидел меня за 15 метров только. Я тогда не поверила. Но потом я сама стояла на остановке, и увидела, как синий вагон появился из ниоткуда. Поэтому самый практичный цвет - красный. Психологи доказали, что он привлекает внимание, - объясняет Елена Райдер.

ОБНОВЛЕНИЕ ТРАМВАЕВ

Есть в депо цех технического обслуживания. Здесь трамваи стоят на рельсах, между которыми находится смотровая «канава». Туда можно спуститься и осмотреть трамваи снизу.

- Все вагоны после ночной смены проходят через эти канавы. Они начинают заходить около семи часов вечера, а последний заходит около часа ночи. Осмотр одного трамвая занимает минут 20. Если находят какую-то неисправность, ее устраняют. В восемь утра приходит дневная смена и ремонтирует трамваи углубленно, если надо, - рассказал Николай Зайцев, главный специалист по ремонту подвижного состава трамвайного депо № 2.

Под вагоном тоже находится оборудование: например, с помощью специального экрана под трамваем с рельсов сметают мусор.

В отдельном цехе трамваи ремонтируют капитально. Здесь можно увидеть вагон со вскрытым полом (под ним находятся провода). А еще - новые колеса, которые только кажутся новыми: на них наваривается новый металл и счищается металлическая стружка.

Колеса после ремонта

Колеса после ремонта

Фото: Амир Закиров

Стружка с колес

Стружка с колес

Фото: Амир Закиров

«Подполье» трамвая

«Подполье» трамвая

Фото: Амир Закиров

Следом - малярный цех. Здесь пахнет краской, но работники относятся с юмором. Шутят - у нас, мол, ароматно. Красят трамваи в среднем раз в три года - наносят краску в два слоя.

Трамвай без краски. Новой краски хватит на три года

Трамвай без краски. Новой краски хватит на три года

НЕТИПОВОЕ ДЕПО

На то, чтобы обойти все депо, уходит несколько часов. осмотревшись, отправляемся в первое депо, на Карла Маркса.

- Это депо нетиповое. Раньше там располагался цех завода. В 1943 году его передали трамвайщикам. Для тех времен оно отвечало потребностям: вагонов и линий было гораздо меньше. Сейчас оно считается маленьким, - рассказал Сергей Черемных.

Со временем рядом со старым цехом появилось новое здание, а сверху надстроили второй этаж. Говорят, что когда в депо перекладывали рельсы, там даже находили старые мелкие монеты.

В первом депо работают начальники маршрутов и нарядчики: они сидят в окружении огромных рулонов бумаги с расписанием. Они составляют график каждого маршрута, вагона, водителя и кондуктора.

Кондукторы по вечерам сдают билетно-учетный лист, где указываются данные работника и выручка. Эти документы хранятся пять лет.

Кондукторы по вечерам сдают билетно-учетный лист, где указываются данные работника и выручка. Эти документы хранятся пять лет.

Фото: Амир Закиров

Несмотря на то, что депо небольшое, здесь проходит огромная работа. В цехе модернизации трамваи меняются до неузнаваемости. Например, превращаются из старых в новые.

Скоро такой трамвай появится на улицах города

Скоро такой трамвай появится на улицах города

Фото: Амир Закиров

- Это наши «Татры» (чешские вагоны. - Прим. ред.). - Так называемые «немецкие вагоны» с гармошкой на самом деле тоже чешские. Ранее они работали в Германии, а сейчас эксплуатируются у нас, - говорит Леонид Владыкин, главный специалист по ремонту подвижного состава трамвайного депо № 2.

Так выглядит будущий трамвай до переделки. В дальнейшем его утеплят, сделают лесенки и откидной пандус

Так выглядит будущий трамвай до переделки. В дальнейшем его утеплят, сделают лесенки и откидной пандус

Фото: Амир Закиров

В середине вагон низкопольный

В середине вагон низкопольный

Фото: Амир Закиров

- Это бывший вагон Т3 («татра», чешский вагон. - Прим. ред.), но от него здесь почти ничего не осталось: две шкворневые балки и хребтовая балка. Хребтовую балку укоротили, и посередине вагона врезали низкопольную часть, - объясняет Леонид Владыкин. Также в вагоне поставили энергосберегающее оборудование: оно экономит до 30% энергии. В начале трамвая - монитор, где указывают остановки.

Будущая кабина водителя

Будущая кабина водителя

Фото: Амир Закиров

Дальше отправляемся в службу пути. Идем пешком - она находится совсем рядом. Сотрудники этой службы устраняют возникающие неисправности трамвайного пути. На рельсах здесь стоит трамвайный вагон - как в старых фильмах. Только с одной стороны к нему прикручена щетка, а с другой - оборудование, которое называется ротором. С его помощью убирают снег с рельсов.

БОРЬБА С НЕПОГОДОЙ

Когда пути ремонтируют капитально, то полностью закрывают движение трамваев по ним. Последний раз так ремонтировали участок между ул. Гагарина и ул. Колхозной. Больше всего сейчас нуждаются в ремонте кривые на перекрестке ул. Кирова и ул. К. Маркса.

Это рельсошливофальный вагон. Для того, чтобы трамвайные пути, в местах стыков, были на одном уровне, работает этот спецвагон. В районе тележек (колес) находится специальная установка.

Это рельсошливофальный вагон. Для того, чтобы трамвайные пути, в местах стыков, были на одном уровне, работает этот спецвагон. В районе тележек (колес) находится специальная установка.

Фото: Амир Закиров

- Больше всего сбоев происходит при перепаде температур. Металл расширяется при переходе на «плюс» и сжимается при «минусе». Из-за этого в путях появляется зазор, и происходит неисправность пути, которую оперативно устраняют «путейцы», - говорит Марат Губайдуллин, начальник службы пути.

Работники службы пути устраняют небольшую неисправность на путях.

Работники службы пути устраняют небольшую неисправность на путях.

Фото: Амир Закиров

Кстати, увидеть такие вагоны в городе можно только ночью. График работы снегочистов согласовывают со Службой благоустройства и дорожного хозяйства администрации города, чтобы проводилась одновременная очистка и трамвайных путей и проезжих частей дорог. Первый снегочист выезжает в 0:15, а последний возвращается в 5:50.

Вагон-снегочист. Фото: пресс-служба ИжГЭТ

Вагон-снегочист. Фото: пресс-служба ИжГЭТ

ВСЕГДА НА СВЯЗИ

Центральный диспетчер работает в офисе ИжГЭТ на ул.Маяковского. Здесь на стене висят экраны, где в режиме реального времени видно городские улицы с камер из разных районов Ижевска. На столе стоят восемь телефонов - стационарных и мобильных.

Здесь видно самые сложные участки

Здесь видно самые сложные участки

Фото: Анастасия Захарова

- Нам дали доступ к камерам, к самым важным для нас участкам. По ним видно скопление пробок и другие сложные ситуации. Однажды наехали на мальчика-пешехода. С помощью камер удалось доказать, что водитель был не виноват, потому что ребенок переходил дорогу в неположенном месте, - рассказала Ольга Рябова, центральный диспетчер.

- Информация центральному диспетчеру обо всем может поступить: трубу прорвало, дети траву поджигают… Постоянно ищем людей: диспетчеры сообщают водителям и кондукторам приметы пропавших, и, если человека видят на каком-то маршруте, информацию передают диспетчеру, - пояснил Сергей Черемных.

В соседнем кабинете с центральным диспетчером работает линейный диспетчер. Здесь в стол вмонтировано оборудование для радиосвязи: когда не было мобильных, именно так водители сообщали о проблемах на маршруте. Сейчас за движением следят через ГЛОНАСС.

Сейчас радиосвязь уже не используют

Сейчас радиосвязь уже не используют

Фото: Анастасия Захарова

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Свидания по графику и самодельные иконы: как живут осужденные в женской колонии в Удмуртии?

Секреты радио «Комсомольская правда»-Ижевск»: как готовятся эфиры и сколько звонков поступает в студию?

Лабиринт с пострадавшими, 30-килограммовая форма и 20 секунд на сборы: как работают пожарные Ижевска

Следите за новостями Ижевска в «ВКонтакте», «Фейсбуке», «Твиттере» и «Одноклассниках».